Когда я ходил в детский сад, а было это в восьмидесятых в Старом Осколе, в нашей группе была залюбленная до вмятин на корпусе игрушка – маленький красный трамвайчик. Путь его всегда был недолгим – три секции пластмассовых рельс, но играли с ним с утра до вечера. В конце дня мы ждали особый аттракцион – поездку домой уже на настоящем трамвае. Эти громыхающие вагоны с рожками вызывали у местной малышни священный трепет. Каждый из знакомых мальчишек мечтал ими рулить, но в кабине всегда сидели только тёти. Вот и пошли мы с друзьями в адвокаты, строители, металлурги и журналисты…
Для Старого Оскола трамвай – больше, чем просто транспорт до ОЭМК. В своё время окрестные сёла благодаря удобному стальному пути стали престижными жилыми районами, чуть дальше появились промплощадки, бесконечные дачные сообщества и зоны отдыха.
Практически у каждого жителя города трамвайка (так мы называем трамвайную линию) вызывает яркие ассоциации и воспоминания.
КСТАТИ
- Более 20 трамваев каждое утро выходит на линию в Старом Осколе.
- День рождения старооскольского трамвая – 29 мая 1979 года.
Трамвай — это... релакс!
Обширные пространства от Старого Оскола до ОЭМК заполнены густыми лесами, и сквозь них пробираются трамваи. В районе села Воротниково хвойные лапы почти дотягиваются до окон, а зимой они обсыпают вагон снегом. Дальше – лиственный лес: дышите глубже!
Пейзажи переходят в поля, деревни и снова в густые хвойники. Сюда всю школьную пору нас возили на дни здоровья, тут в студенчестве мы были на пикниках, а теперь в зрелом возрасте спешим в садовые общества, что спрятались за лесными массивами. Трамвай с нами всю жизнь и везёт нас, кроме работы, ещё и в любимые места отдыха.
Не забываем про ароматерапию! В весенне-осеннюю пору в трамвае пахнет рассадой, помидорами и шашлыком. Кто-то нарвал в поле букет с медовым запахом. Зимой легко выловишь носом тех, кто везёт легендарный ароматный хлеб из села Городище. За скромную стоимость проезда можно получить почти два часа положительных эмоций – именно столько занимает путь от города до комбината и обратно.
Трамвай — это... праздник!
Если вы каждый год забываете отправить письмо Деду Морозу и сидите без подарков, отправляйтесь в последних числах декабря на трамвайную остановку. Не на оленях, а в сияющем гирляндами праздничном вагоне дедушка и его внучка Снегурочка поздравляют пассажиров. Проезд можно оплатить стихотворением, а особо умелым чтецам дарят подарки. В волшебном вагоне даже строгие кондукторы носят костюмы сказочных героев.
Преображаются трамваи ко многим праздникам, но особо любим жителями города поезд Победы. Обычно он состоит из нескольких вагонов и выходит на линию за месяц до 9 мая. На бортах – военные фотографии земляков, внутри – плакаты, рассказывающие об участии старооскольцев в Великой Отечественной войне. Зачастую один из вагонов посвящают истории города, второй – участникам войны, которые работали на ОЭМК, третий стилизуют под теплушку – здесь можно послушать песни военных лет в исполнении местных артистов. В поезде Победы проводят экскурсии.
Трамвай — это... достопримечательность!
Любого гостя города обязательно нужно прокатить на трамвае – для многих он в диковинку. По пути расскажите об истории Оскола, похвастайтесь природой и, переезжая реку Убля, удивите «правдивой» историей о том, что её название появилось, когда Екатерина II якобы обронила кольцо в воду именно в этом месте.
В 2019 году посмотреть на старооскольские вагончики приезжали даже иностранцы. Житель Лейпцига Вильфрид Вольф собрал группу журналистов, инженеров, водителей из Германии, Австрии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании. На автобусе с аккумулятором (или это уже троллейбус без проводов?) они покатили по материку – туда, где есть их главное увлечение – трамваи. Старый Оскол стал шестым городом в России, куда приехали зарубежные гости. Ранее они побывали в Москве, Коломне, Туле, Орле и Курске. В Старом Осколе иностранцы осмотрели депо, производственные площади компании «Скоростной трамвай» и, конечно, подвижной состав. Прокатились, сфотографировали вагоны 605-й модели, которые сегодня мало где сохранились, а также спецтехнику.
Пенсионер, 30 лет водивший трамвай, Петер Гемайнхардт за время путешествий по миру управлял 284 составами. Не нарушил традицию и в Старом Осколе.
Кстати, гостям города можно смело дарить сувениры с изображением трамвая. Местные мастера вовсю используют эту тему. Например, к 45-летию ОЭМК художник Рената Филимонова подготовила серию акварельных рисунков, которые поместили на почтовые открытки. Есть среди них несколько с трамвайчиками.
Трамвай — это... здоровье!
Болит ухо, но нет талона к врачу? Берите талончик на «Трамвай здоровья»! Так назывался проект, некогда реализованный старооскольским Центром медицинской профилактики на средства гранта Металлоинвеста. По ходу следования трамвая все желающие могли получить консультацию онколога, венеролога, терапевта и инфекциониста. Доктора не только отвечали на вопросы, но и измеряли давление, выдавали буклеты о профилактике болезней и пользе ЗОЖ.
Кстати, «Трамвай здоровья» стал победителем народного онлайн-голосования как самый лучший реализованный проект.
В конце 2020 года на борьбу с пандемией вышли санитарные трамваи. Спецвагоны оборудовали ёмкостями для дезинфицирующего раствора. По ночам им обрабатывали 21 остановку в сторону комбината и столько же обратно.
Трамвай — это... трансформер!
Помню, в детстве нас особо удивлял странный трамвай наполовину без окон. Он никогда не останавливался на остановках, и все гадали, что же внутри. Сегодня необычных вагонов можно встретить несколько. В ООО «Скоростной трамвай» работают настоящие умельцы: при необходимости мастера могу превратить стандартные трамваи во что угодно. Например, пару лет назад они перекроили пассажирский вагон в специальный – для обслуживания и ремонта контактных сетей. Установили гидроподъёмник, усилили раму, поставили генератор для работы без электросети.
Ещё один модернизированный вагон предназначен для очистки снега. Усовершенствовали систему управления щёткой и лопатой, оборудовали комфортные места для водителей. К слову, раньше они работали стоя.
Сделали совместно с инженерами НИИ Горэлектротранспорта и очень экзотический вагон с двумя кабинами. Он заменил «неразлучников» – парочку, сцепленную спинами, которая в качестве челнока много лет катала людей от остановки «Городское кольцо» до трамвайного депо.
Трамвай — это... добро!
Если детей находят в капусте, то кошек и собак с недавнего времени в Старом Осколе можно отыскать в трамвае.
Волонтёры запустили необычный сервис – в вагонах разместили фотографии животных, которые ищут дом. По QR-коду можно познакомиться с анкетой питомца, узнать о его характере и привычках. Здесь более пятидесяти фото кошек и собак – подопечных старооскольских зоозащитных организаций «4 лапы», «Миссия: Спасём жизнь!» и «Умка».
Кстати, трамваи пускают прокатить по рельсам свои идеи не только волонтёров, но и деятелей современного искусства. Так, в ноябре 2021 года в одном из вагонов можно было, надев наушники, поучаствовать в необычном аудиальном спектакле-заклинании «Ланселот х поневоле REMIX» молодого режиссера Никиты Клёна. Главным героем стал юноша-металлург Ланселот, а сама история была о поиске настоящего друга, об искусстве и рельсах.
Трамвай — это... ОЭМК!
На трамвай многие старооскольские металлурги боятся опоздать больше чем на свидание – прибыть на работу вовремя – это святое! Если в буднях других горожан вагончики случаются эпизодически, то для оэмковцев они многолетние верные друзья. За часовую поездку можно и сон досмотреть, и последние новости обсудить, и даже летучку провести.
За сорок лет этот вид транспорта перевёз более 250 миллионов пассажиров. Каждое утро (или ночь?) более 300 сотрудников «Скоростного трамвая» слетаются жаворонками в депо. И в 5:30 при любой погоде первый трамвай выйдет на маршрут. А значит, поедут металлурги в цеха, будет сталь, будет жить и процветать наш Старый Оскол.
Игорь Свиридов,
генеральный директор ООО «Скоростной трамвай»:
– В Старом Осколе трамвай есть благодаря комбинату. Проект победил среди всех вариантов доставки работников на предприятие и больше сорока лет себя оправдывает. Сегодня мы фактически разрезаем город параллельно проспекту Угарова, являясь важной транспортной артерией.
КСТАТИ
Водитель, каждую секунду, пока двигается трамвай, одной ногой давит на педаль безопасности. Что-то случилось – нога с педали – трамвай встал. Такое вот мудрое техническое решение.
Дмитрий Лебедев
фото: Александр Белашов и Валерий Воронов
#трамвай #старооскольский трамвай #оэмк #старый оскол #необычный трамвай #скоростной трамвай #история трамвая #новогодний трамвай #достопримечательности старого оскола