Книги, наводящие ужас, не входят в список моих предпочтений, однако прочитанное однозначно произвело впечатление. Не скажу, что вынесла что-то новое из романа. Лично для меня это произведение - чистые эмоции.
На первом месте, безусловно, детализированные описания. Такое кропотливое создание окружения героев, проникновение в само ядро их мыслей создаёт пробирающее до костей ощущение присутствия.
Автор неторопливо расставляет “капканы”, несколько раз проводит читателя мимо своего детища...и он с замиранием сердца следует за повествованием, ощущая близость свершения страшного. Уже с первых страниц пятидесяти становятся известны все ключевые образы: и смертоносный молоток, и вездесущие осы, и даже извивающиеся джунгли. Трагическая развязка кажется неизбежной.
Магически саспенс охватывает всё Ваше существо. В ожидании момента, когда же те самые капканы со скрежетом захлопнутся, нервы натягиваются до предела, становясь всё уязвимей для нового ужасающего шага человеческого к чудовищному. Способствуют этому и ретардация, методичный отсчёт ступеней, описание уже до боли знакомого интерьера коридоров отеля.
С самого начала читать было тяжело, но не из-за языка (напротив, он завораживает! *просто взгляните: “водопад; раннее послеполуденное солнце сверкало в нём, как пойманная в голубые сети золотая рыбка”* особенно при описании природы, но об этом позднее), а из-за поднятой социальной темы. Домашнее насилие - такое безобразное и возмутительно часто встречающееся - проблема, которую я принимаю очень близко к сердцу.
Ответ на вопрос, что же страшнее: разлагающийся, вожделеющий труп женщины в ванной или люди, где пьющий отец, губящий близких жалостью к себе, мальчик, боящийся каждого шороха, и мать, бесконечно прощающая мужа, при этом искренне не доверяющая ему ни секунды, считают себя семьёй - вероятно, не так очевиден, и у каждого свой.
Львиную долю в построение характеров вносит параллелизм с природой. Наблюдение за подобным составляет особое удовольствие. Для ясности, приведу пример из главы “Беседа с мистером Уллманом”, являющейся одним из поворотных моментов в обращении Джека: он отрывисто-грубо общается с женой, обвиняет её в собственном пьянстве.
В приведённом фрагменте герой направляется к аптеке, а затем и таксофону, чтобы совершить импульсивный, исполненный тупого намерения звонок:
“зашагал к деловому кварталу, сунув руки в карманы, с гудящей, как свинцовый колокол, головой. Свинцово-серым было и небо,<...> с началом нового месяца погода стала угрожающей. Уже несколько раз шел снег.
В октябре он тоже выпадал, но таял. <...> Но сегодня солнца не было, более того, когда Джек подходил к аптеке, небо снова начало плеваться снегом” - отождествление неба с головой по признаку «свинцовости» помогает нам глубже понять степень его эмоциональной подверженности силе отеля: снег (которым, кстати, небо “плюётся”, что даёт нам, во-первых, олицетворение - один из центральных тропов в тексте, где отель буквально “живой”, для создания впечатления непрерывного нахождения под наблюдением и ожидания опасности от любого предмета в Вашем окружении, и во-вторых, отрицательную эмоциональную окраску (вульгарное “плеваться”), лишь поддерживающую атмосферу враждебности - как “Оверлука”, так и обиженного на весь мир смотрителя) выпадавший и ранее, теперь уже не тает. Точно так же крепчает, не рассеиваясь, а лишь накапливаясь, влияние отеля на героя: в главе ярко проступают на поверхность агрессия, беспричинная озлобленность отца семейства. Отсутствие солнца намекает внимательному читателю и на потерю Джеком жизненных ориентиров.
Подводя итог, подтвержу, что могу порекомендовать книгу желающим увлекательно провести время в компании запутавшихся в обязательствах взрослых, и ребёнке, проходящем инициацию в экстремальных условиях. Дэнни, (почти!)шестилетний мальчик, и так много знающий для своих лет, погружается в мир старших, осознавая, что мама не бессмертна, некоторые дилеммы не разрешимы, *а даме зачем-то нужны “штаны этого дяди”*.
Прочитала и написала участница нашего Вызова.
2021 г.
Авторский текст сохранен.
А мы ждём Вас в нашей группе любителей книг!