Найти тему
Школа 2086

Зачем нужна историческая грамматика?

А вам слабо прочитать без запинки хотя бы пару-тройку строк из Лаврентьевской летописи – литературного памятника 14-го века? А вот ребята из 8 историко-филологического класса ею просто зачитываются! Еще они могут рассказать, почему 200 лет назад в русском языке не существовало такого понятия как слова-исключения. Все эти и многие другие знания ребята получают в рамках спецкурса «Историческая грамматика».

В рамках профиля данный курс по выбору появился в этом учебном году. Однако в историю развития языка учитель русского языка и литературы Ольга Павловна Шевчук погружает и школьников внепрофильных классов. Педагог уверена: это помогает им усваивать правописание большого количества слов и находить ответы на сложные вопросы. Как связаны, например, между собой слова «бык» и «пчела»? Или почему в корневой системе слов «внимание», «внять» и «внемлет» присутствуют разные гласные? Для исторической грамматики не существует словесной формулы: «так, дескать, исторически сложилось».

– Правописание слов всегда подчиняется системе правил, на которые влияют те или иные процессы в языке, – говорит Ольга Павловна. – Когда такой системы не существует, то у школьника создается впечатление чего-то сложного, непонятного, необъяснимого. Поэтому даже пятиклассникам на уроках русского языка я разъясняю правила с точки зрения исторической грамматики.

Осваивая курс, школьники понимают, что необязательно заучивать те или иные законы правописания. Да и сама педагог выступает против зубрежки. Все, что нужно – это понять «философию языка».

Объяснять для себя многие орфограммы ребята учатся, читая древние тексты с фотокопий летописных источников, оригиналов. Поначалу было трудно, признаются школьники. И дело отнюдь не в мудреных старославянских буквах! Например, текст Лаврентьевской летописи составлен так, что между словами нет ни пробелов, ни знаков препинания… Но сегодня ребята без труда могут читать произведение, понимать уже не только грамматику, но и сюжет.

– Мы читаем на курсе тексты разных эпох Древней Руси. Мне очень понравилось «Сказание о Мамаевом побоище». В нем рассказывается о Куликовской битве и победе наших воинов над игом Золотой Орды, – рассказывает восьмиклассница Елизавета Мальцева. – В летописи все очень красочно описывается, видно, что автор тщательно подбирал слова. В плане языка очень интересно наблюдать, как он с течением времени меняется. В текстах разных эпох это четко прослеживается.

Погружение в историю развития языка – процесс увлекательный. Помимо восьмиклассников курс посещают и учащиеся 11-го профильного класса. Ведь сегодня без знания исторической грамматики не пройти ни одной олимпиады по русскому языку. Впрочем, понимать его законы необходимо каждому, уверены ребята. Не потому, что это средство общения, а потому что язык – ключ к сохранению нашей идентичности и будущего нашей страны!

Ссылка на фото: https://photos.app.goo.gl/3GrrAGBiGmgGeino8

#школа2086