Найти тему
RomanSword

Манипулирование ответом | Психологический эксперимент

Оглавление
Кадр из к/ф "Невероятный Бёрт Уандерстоун", реж. Дон Скардино
Кадр из к/ф "Невероятный Бёрт Уандерстоун", реж. Дон Скардино

Допустим, вы встречаете богатого незнакомца, который хочет сделать вам подарок: либо новый домашний компьютер, либо трех очаровательных псов породы сенбернар (как в фильме «Бетховен»).

Вы не будите спрашивать советов, а сделаете собственный, осознанный выбор. Предположу, что выберите компьютер. Но незнакомец спрашивает, какой модели компьютер, с какими характеристиками. Тут начинаются сложности. Хочется комп получше, но сейчас много моделей, с разными видеокартами, частотой процессора и т. п. Терзаясь сомнениями и неуверенность, вы ищите отзывы в интернет-магазине.

На этом простом примере можно сделать вывод:

Мы обращаемся к общественному мнению, когда чувствуем неуверенность

Черная и белая пирамиды – одного цвета

На столе стояли две пирамидки: одна была белого цвета, другая – черного. Вначале эксперимента, некоторых участников, на вопрос «какого цвета пирамиды?» попросили отвечать, что обе белого цвета.

Затем, присоединялся другой (реальный) участник эксперимента, которому была НЕ известна договоренность. Экспериментатор сначала спрашивал «подготовленных» про цвет пирамид, они все отвечали, что пирамиды белого цвета. Когда доходила очередь до неподготовленного, который должен был ответить, что на столе чёрная и белая пирамиды, то он, как у все говорил, что обе белые. И большинство также именно так. Экспериментатор мог попросить взять со стола чёрную пирамиду, участник отвечавший: «обе белые», брал со стола чёрную пирамиду (т.е. сознательно он понимал, что цвета разные). На вопрос: «Почему сказал «обе белые», если знал, что цвета разные?» - Никто не мог дать вразумительное объяснение.

Если бы неподготовленного участника, спросили про цвет вначале, он бы не задумываясь ответил: "Черная и белая". Поскольку это очевидно (как в пример с выбором компьютера или собак). Но раз большинство стало говорить иначе, чем он думал. Человек почувствовал неуверенность в себе, и разумеется, вновь обратил внимание на общественное мнение.

Заключительные доводы

  1. Человек, по натуре, социальное существо. Общественное мнение обладает бо́льшим влиянием;
  2. Личное восприятие реальности искажается общественным мнением. Желая оставаться в группе (социуме), человек меняет собственные взгляды под общественные установки;
  3. Следование тезису: один человек может ошибиться, а большинство – нет.
  4. На основании этого тезиса создается огромное количество манипуляций. В рекламе: «… хозяйки выбирают ----!» или «Банк ХХХ для умных и свободных». Покупатели с большей вероятностью зайдут в магазин, где толпятся другие покупатели, чем в пустой магазин. Примеров много и, чаще всего, принцип работает, даже вопреки логике.

Спасибо, что дочитали статью. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии=)

Ссылка на видео с экспериментом: https://youtu.be/g2K4rOfdHqc

#общественное мнение #манипуляция сознанием #психологический эксперимент