На самом деле не про SPTronic.
Про основы, про то без чего настраивать не получится.
Лучше один раз для всех, чем каждый день каждому.
Многим покажется странным написание этой статьи, но как показала практика она жизненно необходима.
Ко мне часто обращаются с вопросами по работе блоков SPTronic. Вопросы, часто очень простые, но время на них тратится очень много.
По этому решил продолжить серию статей и роликов с описанием SPTuner и SPTRonic.
Сегодня начну с материала не имеющего прямого отношения к настройке, но без которого настроить вам ничего не удастся.
Речь пойдет о принципах работы резистивных сенсоров.
Резистивный сенсор - устройство в основе которого терморезистор.
Нет не совсем верно, не обязательно терморезистор, но сегодня мы будем говорить именно о этом типе датчиков потому что в автомобиле применяются именно они.
Итак, терморезистивный датчик - проводник который меняет свое сопротивление при изменении температуры.
Пример - датчик температуры двигателя.
Как оказалось не все понимают как это работает.
Буду рассказывать своими словами, как говориться "покажу на пальцах", потому как "правильных" объяснений в "сети" полно, но видимо это сложно.
В блоке управления двигателем есть вход, на который поступает сигнал с ДТОЖ (или подобного сенсора).
Далее сигнал поступает на процессор, который "обрабатывает" сигнал поступивший на вход ЭБУ.
Между входом контроллера и ножкой процессора есть несколько элементов - "обвязка"
Опустим дополнительный элементы RC цепочки и т.д. они нас сейчас не интересуют.
Рассмотрим только схему измерения напряжения.
Фактически, схемотехника для измерения температуры с помощью резистивного датчика это ни что иное как "делитель напряжения".
Работает это очень просто.
Напряжение которое должен измерить наш "процессор" это Vout.
Оно рассчитывается по простой формуле:
Vout = Vin * (R2/(R1+R2))
Если принять тот факт, что для питания датчиков в автомобильной электронике используется 5 вольт (не всегда, в современных блока иногда бывает 3.3В) то получим следующее:
Vout = 5 * (1/(1+1))
Vout = 2.5В
Как это реализуется на практике в автомобильном ЭБУ
Та же схема делителя напряжения. Давайте разбираться.
Xтобы измерить температуру ОЖ (Water)мы подключаем сенсор к входам:
39 - Аналоговый вход с "подтяжкой" на +5В через резистор R4 номиналом 2.15К
17 - Масса сенсоров
В данном случае наш датчик "Water" выполняет роль резистора R2 с Рис 2.
А резистор R4 туже функцию что R1 на Рис 2.
Так как наш резистор "Water" будет менять свое сопротивление в зависимости от изменения температуры, напряжение на ножке процессора тоже будет меняться.
Далее это напряжение обработает процессор и мы получим температуру двигателя.
Тоже самое произойдет и с датчиком температуры воздуха.
А теперь давайте разберемся что произойдет с измерением температуры масла на схеме Рис 3?
Правильно, ничего.
Датчик обоими выходами подключен к массе.
Думаю, что мне удалось ответить на, пожалуй самый распространенный вопрос "почему я подключил ДТМ на 42 вход, а у меня ничего не показывает"
Где же взять информацию о том как "распаяны входы внутри ЭБУ?
Не поверите - в мануале.
Для блоков управления SPTronic они доступны для скачивания на официальном сайте sptronic.ru
Как пример для линейки блоков М8 покажу как это выглядит.
Видим, с номиналами, в своей схеме, я не ошибся.
Если было не совсем понятно как это реализовано в схеме контроллера, я постарался объяснить.
Хочу еще пояснить что значит вот этот текст перед таблицей.
"Оранжевым выделены ячейки, для соответствующих резисторов которых предусмотрено место на печатной плате."
Не заполненные ячейки означают, что резисторы не установлены.
Ячейки выделенные оранжевым цветом означают, что на плате есть место для установки этих резисторов.
То-есть, вы можете "сконфигурировать" вход под свои задачи.
Проще всего это сделать при заказе контроллера, заранее оговорив необходимую вам конфигурацию.
Надеюсь, те пользователи кому была адресована эта статья, ее все же прочитают.
У остальных прошу прощения за такой материал, но он был необходим.