Найти тему
Версия

Их пострел везде поспел

Обзор трагикомедии «Лакричная пицца»
Обзор трагикомедии «Лакричная пицца»

Объектом нашего внеочередного предоскаровского кинообзора стала ностальгическая трагикомедия культового режиссера Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца».

Лакричная пицца

(18+)Реж. – Пол Томас АндерсонВ ролях – Алана Хаим, Купер Хоффман, Брэдли Купер, Шон Пенн, Скайлер Гизондо, Джон Си Райли, Майя Рудольф, Том УэйтсПроизводство – США, Канада

Комедийная мелодрама в стиле семидесятых. Режиссером и автором сценария фильма выступил Пол Томас Андерсон, известный по фильмам «Магнолия», «Нефть», «Мастер», «Врожденный порок», «Призрачная нить» и другим (не путать с Уэсом Андерсоном и Полом У.С. Андерсоном!).

Действие картины происходит в 1973 году в долине Сан-Фернандо. Гэри (Купер Хоффман) – талантливый подросток, который преуспел в актерской деятельности. Помимо этого, Гэри имеет массу разнообразных идей для собственного бизнеса, которые собирается воплотить в реальности. Однажды в школе он встречает фотографа Алану (Алана Хаим), в которую влюбляется с первого взгляда. Гэри не смущает, что девушка старше его на десять лет. Он старается завоевать её сердце, ради чего привлекает Алану к своим бизнес-проектам.

Пол Томас Андерсон на голливудском небосводе занимает обособленное почетное место. Его фильмы, с одной стороны, не слишком отличаются от остальной жанровой массы, с другой – в каждом видна рука их режиссера. И это несмотря на то, что стиль Андерсона претерпел заметную эволюцию от «Роковой восьмерки» и «Ночи в стиле буги» до «Нефти» и «Мастера». Как настоящий творец, Пол Томас Андерсон одновременно остается верен своему стилю, но находится в постоянном развитии, поиске новых историй, образов и характеров для своих фильмов.

«Лакричная пицца» сильно отличается от картин позднего периода творчества Пола Томаса Андерсона. Это довольно простое, лёгкое, ностальгическое и ритмичное кино тяготеет как раз к «раннему» Андерсону. Здесь нет философских подтекстов, зашкаливающего психологизма, долгих статичных кадров, многозначительных пауз и т.п. Стилистически и атмосферно «Лакричная пицца» похожа на «Ночи в стиле буги», где режиссер также отдает дань семидесятым годам. Тем самым можно сказать, что Андерсон вернулся к тому, с чего начинал. Только с поправкой на пройденный им творческий путь.

-2

«Лакричная пицца» – дань любви режиссера ко времени своего детства – семидесятым годам прошлого века. Он со знанием дела погружает зрителя в это ни на что не похожее время. Это наиболее светлый и позитивный фильм режиссера, который не оставляет после себя даже привкуса негативных эмоций. Зритель, знакомый с творчеством Андерсона по его последним работам, вряд ли уловит связь с этим фильмом.

-3

Ещё несколько слов о сюжете. Фильм расскажет линейную историю непростых взаимоотношений целеустремленного пятнадцатилетнего подростка и двадцатипятилетней девушки без серьезных планов на будущее. Алана не относится к Гэри серьезно, что вполне разумно с ее стороны. Но как девушка не глупая, она видит в пареньке огромный потенциал, харизму и обаяние. Гэри подкупает ее своей простотой и открытостью, наивностью и целеустремленностью. Поэтому между ними устанавливаются весьма специфичные отношения. Алана не считает Гэри своим парнем и даже другом. Для нее он бизнес-партнер. А он в свою очередь делает всё, чтобы завоевать сердце этой девушки. В общем и целом, фильм рассказывает нам о такой не самой обычной паре.

-4

Как мы уже отметили выше, «Лакричная пицца» наиболее светлый и лёгкий в эмоциональном плане фильм Андерсона. Поэтому его никак не получается поставить в один ряд ни с тяжеловесными «Нефтью» или «Мастером», ни даже с более простыми фильмами «Призрачная нить» или «Врожденный порок». С одной стороны, это расширяет потенциальную аудиторию фильма, с другой – лишает картину той глубины, драматизма, а и иногда саспенса, за которые мы так любим этого режиссера. Здесь он сделал ставку на атмосферность и погружение в знойные «семидесятые». С этим Андерсон справился на отлично, только «семидесятые» российского зрителя (который еще успел их застать) разительно отличаются от «семидесятых» зрителя американского. Вряд ли у отечественной аудитории этот фильм вызовет ностальгию или приятные воспоминания о бурной молодости.

-5

Как правило, почти во всех фильмах Андерсона главные роли исполняют тяжеловесные актеры – Дэниэл Дэй-Льюис, Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Джулианна Мур и другие. Но на этот раз главные роли исполнили начинающие молодые актеры Купер Хоффман и Алана Хаим. Первый – сын покойного Филипа Сеймура Хоффмана, вторая – солистка молодежной рок-группы «Хаим». К слову, семью Аланы на экране сыграли ее реальные родители и старшие сёстры. Ранее Андерсон ставил несколько клипов на песни «Хаим», а в детстве он обучался у Донны Хаим – матери Аланы. Вот такие хитросплетения.

Мастерство этого режиссера при работе с актерами раскрывается в каждом его фильме. Не стоит лишний раз упоминать об игре талантливых драматических мастеров, вроде Феникса, Дей-Льюиса или того же Сеймура Хоффмана. Можно посмотреть хотя бы на то, как перевоплотился Том Круз в «Магнолии», или то, как Андерсон раскрыл драматический потенциал Адама Сендлера, которого серьезным актером никто в Голливуде не считал (по итогу, свой драматический талант Сендлер раскрыл на полную у братьев Сэфди в замечательной драме «Неограненные драгоценности»).

Так и на этот раз Андерсон показывает великолепное взаимодействие с совсем зелеными актерами, которые выдают отличную, правдоподобную, натуральную игру. Надеемся, что Купер Хоффман пойдет по стопам своего отца, а у Аланы Хаим получится начать кинокарьеру. Пусть даже в артхаусном кино.

-6

Любопытны в этом фильме несколько явных и неявных камео. К первым относится появление на экране Шона Пенна и Бредли Купера. Оба исполнили роли голливудских воротил. Сделали они это карикатурно, ярко и запоминающе. Менее очевидное камео – двухминутная роль Джорджа ДиКаприо – да-да, папы того самого Леонардо. Оказывается, предок ярчайшей голливудской звезды современности в семидесятых был значительной фигурой в мире андеграундного искусства Южной Каролины.

-7

Возможно, секрет скрытого очарования картин Пола Томаса Андерсона заключен в том, что он снимает артхаус руками неартхаусного режиссера. То есть, как обычные полнобюджетные драмы. Этот коктейль смеси независимого и мейнстримного кино, приправленный авторским видением, и придает фильмам этого режиссера неповторимый художественный налет.

Эпикриз: «Лакричную пиццу» мы не поставим в один ряд с лучшими фильмами режиссера. Это очень средний фильм автора, рассчитанный преимущественно на американского зрителя. Картина имеет три номинации на премию Оскар – за лучший сценарий, режиссуру и как лучший фильм. Скорее всего, на этот раз Оскары обойдут стороной детище Пола Томаса Андерсона. Тем не менее поклонникам режиссера строго рекомендуем к просмотру. Нас фильм не восхитил, но скучать при просмотре точно не приходилось.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Лакричная пицца» (2021), реж. – Пол Томас Андерсон.

Хороших выходных и приятного просмотра!