Найти тему
Александр Залесов

Фашизм внутри нас

Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Кадр из фильма «Конформист» (1970)

Я прошу прощения, что этот пост не совсем о кино. Это пост о фашизме.

Сейчас мне 28 лет и большую часть жизни я провёл, зная слово «фашизм». Я слышал его ещё в московском детском саду и начальной школе. «Победили фашистов», «Фашисты, что вы творите?!», «Это нелюди, фашисты». Это слово было синонимом универсального зла. Фашизм был равен злу.

Конечно, ещё было слово «нацист». Его использовали реже, потому что оно было более чётким. Если «фашист» — это злодей вообще, то нацист — это особенный злодей, практически садист, упивающийся своей бесчеловечностью. Разделение в головах было примерно такое: обычные немцы (ну, понятно, фашисты) и отряды СС (это уже конкретные нацисты).

Я рос и в дело шли энциклопедии и уроки истории. Оказалось, что фашизм и нацизм всё-таки не совсем про уровни зла. Это вообще две разные идеологии. Моя учительница по истории даже как-то снисходительно говорила про фашизм. Да, это всё ещё плохо, но понятно — люди хотели сильной власти и устали от бесконечной болтовни. Им нужны были чёткие ориентиры в жизни.

Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Кадр из фильма «Конформист» (1970)

В школе фашизм в моей голове был прочно связан с Италией, с именем Муссолини, с государственной силой, единством, с воспоминаниями о великом прошлом и попыткой перенести его в настоящее. Идеологически — ничего криминального. Да, это была радикальная идеология, определённо негативная, в пределе своем — преступная, но не злодейская на уровне «Фашисты, вы что творите?!»

Хотя идеология сама по себе школу не очень интересовала. Мы учили преступления режимов, ужасы фашизма и нацизма, а не то, что это были за режимы. Только в университете я начал больше читать про это.

В том числе я прочитал известное эссе Умберто Эко «Вечный фашизм». В нём антифашист Эко рассказывает о 14 типических характеристиках фашизма. Причём совсем необязательно ставить галочки во всех 14 окошках. Даже одна характеристика делает общество более фашистским («начинает конденсироваться фашистская туманность»).

Сейчас мы вместе пункт за пунктом разберём. И посмотрим на себя.

1. Фашизм — это пренебрежение к противоречиям

Эко пишет о том, что фашизм строится на идее, что традиция — это хорошо. Условное «раньше было лучше». Консерватизм. Сама по себе эта мысль не фашистская. Фашистской её делает, по словам Эко, «пренебрежение к противоречиям».

С точки зрения фашистов, все традиции говорят примерно об одном, восходят к одной истине. Поэтому фашисты легко смешивают христианство, Священную Римскую империю, буддизм и «Протоколы Сионских мудрецов». Для них разницы нет. При таком подходе может существовать и научный оккультизм, и христианский атеизм, и икона Сталина и советские флаги в православном храме. Всё валим в кучу.

Фотография Главного храма Вооружённый сил Российской Федерации
Фотография Главного храма Вооружённый сил Российской Федерации

2. Фашизм — это неприятие современности

И нацисты и фашисты обожали технику (немецкие машины самые лучшие), но Эко пишет, что это была радость только перед внешними проявлениями современности и индустриализации. Фашисты любили силу машин, но не силу, которая их создала — капиталистическую современность.

Фашизм отрицает весь проект современности, который начался вместе с эпохой Просвещения и построением либерального капиталистического общества. Да, айфоны — это здорово и красиво, но их создателей, конечно, надо уничтожить.

3. Фашизм — это действие ради действия

Для фашистов действие прекрасно само по себе. Думать не надо, надо действовать. Думание — немужественное дело.

Поэтому любая культура ставится фашистами под сомнение. Зачем она нужна? Почему интеллигенты задают какие-то вопросы? Рефлексируют? Фашистские мыслители занимаются фактически одной культурной работой — обвиняют современную им либеральную культуру в отходе от вечных ценностей.

4. Фашизм — это неприятие критики

Так как фашизм основывается на смешении всего, он ненавидит критику. Потому что критика занимается разделением и определением идей. Критическое общество уважает несогласие с чужой точкой зрения и альтернативой. Фашистское общество объявляет любое несогласие предательством. «Как вы можете не соглашаться, когда и буддизм, и христианство и "Протоколы Сионских мудрецов" все говорят об одном и том же! Это истина, которая была открыта. Нам надо лишь следовать ей».

5. Фашизм эксплуатирует боязнь инородного

Фашизм, по словам Эко, во многом замешан на расизме и ксенофобии. Инородное для фашизма — питательная почва для объединения нации. Если где-то идёт волна «я не люблю людей X, не хочу их видеть/читать прол них/смотреть фильмы с ними» — это потянуло фашизмом.

6. Фашизм рождается из фрустрации

Этот пункт Эко мы знаем ещё со школы. Германия и Италия провалились в социальный и экономический кризис. Люди, которые раньше могли жить и планировать своё будущее, оказались в ситуации огромной неопределённости и фрустрации. Они опасались потерять вообще всё в результате восстания самых бедных классов. Они были напуганы возможным «народным бунтом» и страшными «90-ми», которые в любой момент могут вернуться. Поэтому они обратились к фашизму.

7. Фашизм — это идея заговора

Для фашистов — рождение в конкретной стране и нации является привилегией, великим благом. Нация рождена, чтобы быть вместе. Но есть проблема — почему-то люди часто не хотят быть вместе. Тогда единственное, с точки зрения фашистов, что может сплотить нацию — это враги. Заговор может быть как внешний («все против нас»), так и внутренний («пятая колонна»). Для фашистской идеологии лучше всего, когда граждане чувствуют себя одной осаждённой крепостью, которой необходимо обороняться.

8. Фашизм — это считать, что враг одновременно и очень силён и очень слаб

Эко, который провёл детство в фашистской Италии, вспоминает, как его учили, что англичане — это «нация пятиразового питания». Они едят больше и лучше, чем бедные, но честные итальянцы. И евреи тоже хорошо живут, потому что тайно поддерживают соплеменников. «Посмотрите на этих зажравшихся американцев!», — это отсюда же.

Одновременно, фашисты убеждены, что способны одолеть любого врага, ведь за ними — правда. По этой причине, со слов Эко, фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.

9. Фашизм — это не борьба за жизнь, а жизнь ради борьбы

Для фашистов пацифизм равнозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, потому что вся жизнь для фашистов — это вечная борьба. Враг есть, он реален, он будет уничтожен. И даже если «мы» проиграем, то попадём в рай, а «они», следуя одной известной цитате, просто сдохнут.

-4

10. Фашизм — это презирать и начальство, и тех, кто ниже тебя

Одной рукой фашизм, конечно, превозносит рядового гражданина. Посмотрите на этого типичного немца — вот гордость нации! Именно такие немцы нужны партии, нации, стране.

Другой рукой фашизм понимает, что его власть основана на слабости массы, на неорганизованности, на разобщённости людей. И эта масса слаба настолько, что нуждается и даже достойна такого погонщика как он.

Фашизм организует общество по иерархической модели, где каждый конкретный вождь в пирамиде презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой — подчинённых.

11. Фашизм — это культ героизма

Героизм для фашизма — это норма. Не что-то, что приходится сделать под давлением невероятных обстоятельств, но то, ради чего стоит вырасти и жить.

12. Фашизм — это культ мужественности

Раз мир — это вечная борьба, а люди должны быть героями, то фашизм переносит свою власть и на интимную сферу. Отсюда пренебрежение к женщине и свободе в личной жизни.

13. Фашизм — это считать, что у народа есть одна воля

Фашисты отрицают права личности. У индивидуума нет прав, зато есть права у народа, который выражает свою волю в монолитном единстве. Но так как ни у какой группы людей (а тем более у целого народа) не может быть «единой воли», то фашистский вождь берёт на себя роль говорить за всех. Именно он выражает народ. Его фамилия является синонимом для обозначения народа и воли народа.

Остальные граждане лишь иногда призываются вождем, чтобы играть роль народа. Так три бабушки из села, которых показали по телевизору, становятся народом. Или работники завода, побывавшие на встрече с вождём и крикнувшие «Ура!», показывают народную поддержку.

14. Фашизм говорит на Новоязе

Новояз был придуман Оруэллом в романе «1984» как язык Ангсоца, но в реальности и фашистские и нацистские учебники действительно отличались бедностью лексики и синтаксиса, желая максимально ограничить для школьника возможности критического анализа.

Фашистский новояз может быть виден не только в учебниках, но и в телевизионных шоу, где сложный язык и аргументация заменяются криками, визгом, постоянной руганью. Это тоже Новояз.