Нонфикшн долгое время оставался для меня темным лесом, не считая учебников и другой специализированной литературы; почти каждая встреча в этом жанре была неудачной - то бессмысленная мотивашка в стиле от недоэкспертов “я вот тут понял как жить, сейчас вас научу”, то скукотища, то просто бесполезная чушь.
Я уже было смирилась с тем, что нонфикшн не мой жанр, я не умею его выбирать и вообще лучше обходить стороной, но корпоративная подписка сделала дело - все-таки когда можешь попробовать все и если что бросить, то опыт приобретается быстрее. Таким образом, за последние два года у меня скопилось довольно много классных книг, хватит на рекомендасьон.
Личное
- Массимо Пильюччи “Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь” и “Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека”
Моя история знакомства с автором такова - однажды я осознала, что мне нужно научится быть спокойнее, принимать мир и т.д. И вот для того, чтобы научиться я, конечно, обратилась к книгам. Была прочитана знаменитая “Тонкое искусство пофигизм” - но по-моему автор как раз тот самый недоэксперт, к тому же, читатель, который берется за такую книгу уже понимает, что ему надо стать пофигистичнее, он не понимает как, а книга как раз навязчиво убеждает читателя, что ему нужно пересмотреть приоритеты.
Но мне повезло наткнуться на “Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь”. И я была поражена подходом автора! Это действительно книга о философском течении и рассказывается о нем доступно и с примерами в современной жизни. Автор не какой-нибудь доморощенный эксперт, а человек который имеет ученую степень и понимает о чем говорит. При этом стоицизм интересен лично ему, но рассказывает он о нем, не навязывая свое мнение. Безусловно, книга не подойдет для серьезного знакомства с философией и школой стоиков, это именно про повседневную жизнь.
За “Счастливую жизнь” я бралась уже зная автора и хочу сказать, что для первого знакомства эта книга не подойдет. Это именно руководство - здесь автор адаптирует классический стоицизм под современность и учит жизни - это подойдет не всем.
Культурно-литературное
- Кристофер Воглер “Путешествие писателя. Мифологические структуры”
Автор-практик, который поработал над немалым количеством сценариев и вывел свою собственную формулу литературного произведения. Теория автора о путешествии героя и архетипах мне понравилась. Тем более тут же примеры из известных фильмов, благодаря чему я открыла вещи ранее незамеченные. Вы, например, в мультфильме "Король Лев" замечали отсылки к Гамлету? После каждой главы автор дает задание по пройденному материалу - отличная практика, для тех, кто действительно творит книгу или сценарий. Но, конечно, книга интересна не только "специалистам", читателям и зрителям, искушенным или нет тоже будет любопытно ознакомиться с теорией автора, чтобы считывать архетипы и шаблоны, используемые в литературе и кино.
- Бен Блатт “Любимое слово Набокова - лиловый. Что может рассказать статистика о наших любимых авторах”
Автор проводит довольно масштабный контент-анализ художественных произведений, выявляя или опровергая закономерности. Проще говоря, автор подсчитывает количество тех или иных слов в разных произведениях и сравнивает авторов по самым разным показателям.
Исследовались главным образом англоязычные произведения от классических до современных, зачастую автор прибегает к делению на жанровую и внежанровую литературу. Также время от времени для подтверждения или опровержения гипотез анализирует фанфики или эротические книжонки. Конечно, было бы очень интересно увидеть подобные исследования по другим языкам, тогда можно было бы действительно говорить о тенденциях в литературе, а не в английском языке.
Безусловно, идея подсчитать количество тех или иных слов и на этом основании сделать вывод, например, о мастерстве писателя может показаться спорной. Но не пугайтесь, автор лишь проводит занимательное исследование, находя интересные факты, он не определяет таким образом, кто из писателей круче, наоборот, не забывает рассказать об исключениях. При этом если книга в исключениях, это не означает, что она, например, переоценена, скорее напротив - ее автор такой мастер, что не вписывается ни в какие формулы.
Эта книга будет интересна таким же любителям статистики и занимательных фактов, как я, а также тем, кто сам собирается писать - узнав про некоторые секреты именитых мастеров, вы, быть может, сделаете меньше ошибок.
- Ристо Румпунен, Юрки Сеппяля “Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования”
Любопытная книга исследований и историй на тему мошенничества в сфере искусства. Авторы призывают не романтизировать преступления, а осознать масштаб проблемы. Плюс обозначают ряд проблем в этой сфере. Например, что вообще считать подделкой, так Евангелие якобы написаны апостолами, что очевидно неправда, но ценность произведения ведь от этого не меньше? Занимательные истории о том, как в мошенничестве тем или иным образом принимали участие сами творцы. Так Микеланджело будучи молодым мастером закопал свою статую в землю, чтобы состарить ее и продать дороже. А многие живописцы нанимали помощников или вообще покупали картины неизвестных мастеров и ставили на них свои подписи. Интересно про разоблачение подделок. Технологии делают анализ произведений искусства все более точным, но все-таки эксперт может ошибиться или нет - любопытные истории с участием российских музейных деятелей.
Полезно для работы и жизни
- Дэвид Рок "Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок"
Книга неголословная, она научная - приводятся исследования, термины, объяснения. При этом автор не переборщил с “научностью” поэтому разумно, но не скучно, как раз для обывателей. Книга не только объясняет, она дает примеры. На примере двух героев разбираются ситуации, знакомые каждому офисному сотруднику, например, с утра завалена почта, а были планы на день, в итоге вместо того чтобы сделать что-то “большое” тонешь в рутине; большая задача была отложена на последний момент, поэтому делая за 10 минут до - делаешь фигню и пр. При этом автор не только дает эти ситуации и объясняет почему мы такие - тонем в рутине, делаем в последний момент и пр., но и показывает параллельную реальность, где те же самые герои, в тех же самых ситуация, зная об особенностях работы мозгы проживают те же ситуации по-другому и получается - не всегда идеально - значительно лучше. Кстати, из последнего вытекает еще один плюс - автор не убеждает читателя в том, что все проблемы исчезнут, и ты сразу станешь суперэффективным, если поймешь как работает префронтальная кора и лимбическая система. Нет, помимо знания потребуется еще и работа над собой, но результат - избежание перегрузок мозга, более здоровые отношения с окружающим миром. Я не могу сказать, что в книге есть вау-новые идеи, нет, все мы давно знаем, что нужно планировать, записывать важное, что не надо пороть горячку, а если уж порешь, то не принимать решений в этом состоянии, но почему-то все равно не делаем. А эта книга, лично, меня убедила пересмотреть свою жизнь и рабочие процессы, убедила, потому что объяснила, что как работает мозг, когда помогает, а когда мешает и что с этим делать.
- Джошуа Фоер “Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания”
Автор пишет замечательно, особенно увлекает то, что он не просто рассказчик, а непосредственный участник - он решил провести эксперимент, удастся ли ему добиться успеха на чемпионате по запоминанию, если он некоторое время будет готовиться. И далее автор рассказывает о том, как осваивал мнемонические приемы - строил дворцы памяти и учился ассоциировать запоминаемое с ярким образами. Также истории о подготовке перемешаны с любопытными (хотя порой грустными) историями о людях с разными особенностями памяти - от самого забывчивого человека в мире до самого памятливого. Безусловно, эта книга не поможет улучшить память, в ней нет практических советов, хотя некоторые приемы из мнемоники вполне можно взять на вооружение, но все же это очень занимательное, интересное исследование, не лишенное привлекающего драматизма.
- Марк Пенн, Мередит Файнман “Микротренды, меняющие мир прямо сейчас”
Интересное исследование о микротрендах в разных областях - технологиях, обществе и социальных связях, политике, экономике. Авторы отмечают тренды, анализируют и прогнозируют их будущее, а это и перспективы, и проблемы. Материал, конечно, главным образом американский, но вполне можно понять, что присутствует и во многих других странах, а что придет позже.
Занимательно-познавательно о религии
Я не очень-то религиозный человек, но религия - сфера моих интересов в социологическом смысле - меня поражает, что огромное количество людей верит в нечто необъяснимое, нерациональное и следуя своим убеждениям, люди принимают решение, имеют определенное отношение к разным вопросам и пр. Поэтому читать про религию мне всегда интересно. Здесь, конечно, выделяется Карен Армстронг - религиовед с мировым именем, я пока успела познакомится с двумя ее книгами:
- “История Бога. 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе”
В этой книге действительно рассматривается только лишь история религиозных верований - как появлялись одни догматы, как им на смену приходили другие. Книга хороша для поверхностного знакомства с историей религий, так как хорошо систематизирует те самые 4000 лет. Позиция автора на протяжении большей части повествования кажется вполне нейтральной, но иногда проскальзывает что-то такое, что можно интерпретировать как "смотрите как было и как стало, было правильнее".
- “Поля крови. Религия и история насилия”
Обычно у войн есть больше, чем одна причина. И несмотря на то, что крестовые походы, например, шли под священными знаменами, начинали их не столько из-за религии, сколько прикрываясь религией. Карен Армстронг анализирует причины кровавых исторических событий, уделяя особое внимание религиозным мотивами. Особенно интересно, когда "прикрытие" религией нарушает собственно религиозные постулаты. В общем, любопытное исследование-рассуждение. Вывод - не стоит однозначно приписывать религии всю историческую "кровь" без контекста.
Занимательно-познавательно о разном
- Маргалит Фокс “Конан Дойль на стороне защиты. Подлинная история, повествующая о сенсационном британском убийстве, ошибках правосудия и прославленном авторе детективов”
Книга мне понравилась, история занимательная-познавательная-поучительная. Но есть минусы, которые серьезно портят впечатление: - непонятно какую историю рассказывает автор - про Слейтера, про Конан Дойль, про Шерлока, про "времена и нравы или про что-то еще? Вроде бы название говорит про Конан Дойля, но в центре повествования вроде бы Слейтер. Автор свободно переключается туда-сюда - то биография Слейтера (это вроде бы понятно), то биография Конан Дойля (это уже менее понятно), то история из практики Конан Дойля про защиту невиновных (зачем?), то про Шерлока (ЗАЧЕМ?) и т.д. В общем, за логикой следить сложно, к тому же есть ощущение, что автор путается рассказать все, что знает, то и дело вставлены факты, которые отношения к повествованию ну совсем уж не имеют. Например, Слейтер плыл в Америку на "Лузитании", автор делает ремарку, когда эта самая "Лузитания" затонула. - автор очень настойчива. Вот она рассказывает о нравах эпохи - предвзятость, антисемитизм, шовинизм, и все понятно с первого раза, но ей надо то и дело талдычить про то, что Слейтер был евреем и за это пострадал. - сентиментальность. Ну зачем цитировать так много переписку Слейтера с матерью, а потом сестрой - там нет упоминания дела, одни только "ох, дорогой", "ох, дорогая", "ой, я без тебя", "ой, я скучаю по вам, вы моя опора". Ну правда, 1-2 письма вполне бы хватило, чтобы нарисовать ужас 20-летнего тюремного заключения вдали от родных людей, которые даже не могут навестить и в конце концов умирают, но бесконечная переписка отдает дамским романом. Вообще, автор старается быть объективной - Оскар Слейтер не был милым человеком, высоких устремлений, но и пожилую женщину он не убивал, от того рассказ уходит из крайности в крайность - вот душещипательная переписка с родными, а вот не уплаченные долги, ай-яй-яй. Документальная история почти превратилась в художественный роман.
- Михаил Зыгарь “Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917”
Я плохо знаю историю или как минимум плохо понимаю. Событийно может и ориентируюсь, но вот причины, мотивы, и уж тем более кто прав, кто виноват сказать не могу. Такими книгами мне, конечно, хочется хоть немного компенсировать это непонимание. Вроде получилось. Автор проводит своеобразное исследование дневников и мемуаров известных личностей-современников русских революций, от этого в книге появляются детали, которые иногда кажутся несколько романтизированными - такой-то пришел к такому-то домой и сказал ну прям афоризм, который к тому же предсказание. И сам автор признает, что дневники и мемуары вещь не самая надежная - кто не захочет приукрасить себя и пережитые грандиозные события. Но в целом картина получилась очень интересная, подробная и разносторонняя. Правда, на слух я все-таки иногда терялась - какой сейчас год, какой месяц, ведь в одно и то же время мы наблюдаем разных “героев”. Лично на меня книга некоторым образом повлияла - я посмотрела на некоторые вещи и некоторых личностей под другим углом. Однако так и не могу сказать, кто был прав - очевидно, каждый в чем-то ошибался. После прочтения появляется щемящий вопрос - а могло бы быть по-другому если бы хоть кто-то действовал иначе.
- Антон Первушин “Космическая мифология: от марсианских атлантов до лунного заговора”
Занимательная книга о мифах, связанных с космосом. Например, инопланетяне построили пирамиды, и вообще посещали Землю много лет назад; было много попыток полететь в космос, но космонавты погибали и это скрывают; космонавты часто встречают инопланетян и другую мистику во время полетов; НЛО правда прилетают на Землю; американцы на Луну не летали и т.д. Автор объясняет, почему это все именно мифы, а не гипотезы и дает серьезный бой сторонникам теорий заговоров, конспирации и уверовавшим в прочую космическую мистику. Интересно, влияние художественной литературы на развитие мифов. Писатели-фантасты были вдохновлены космической темой, гипотезами или открытиями (которые впоследствии могли оказаться и ложными), придумывали свои сюжеты, и человеческую фантазию было уже не остановить. Так некоторые астрономы, наблюдая Марс, сделали вывод о существовании там жизни (разглядели вспышки, систему орошения, т.е. что-то такое, что "явно" является продуктом человеческих рук), а Уэллс написал "Войну миров", представив, что марсиане окажутся отнюдь не дружелюбными соседями, но читатели восприняли художественное произведение за реальный факт... мне понравилась книга, хоть автор иногда кажется агрессивным по отношению к тем, кто искренне верит в мифы, а авторские объяснения о том, почему это миф мне не всегда казались убедительными.
#нонфикшн #литература #книги #книжные отзывы #книжный блог