Расстояние между кольцами и телами качения, обеспечивающее небольшую свободу перемещения колец относительно друг друга в радиальном или осевом направлениях называется тепловой зазор.
Тепловым он называется, потому что компенсирует температурное расширение деталей подшипника при нагревании во время работы и не дает подшипнику заклинить при критично высоких температурах.
Радиальный зазор подшипника
Радиальный зазор подшипника – это смещение в радиальном направлении на расстояние, на которое возможно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.
Осевой зазор подшипника
Осевой зазор подшипника – это смещение в осевом направлении, на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.
Для чего нужен зазор в подшипнике?
Зазор в подшипнике качения нужен для предотвращения заклинивания тел вращения (шариков, роликов) подшипника с кольцами при работе.
Этот зазор компенсирует уменьшение расстояния между внутренним и внешним кольцом подшипника.
- при значительном нагревании подшипникового узла во время работы и расширении или сжатии деталей
- при посадке с натягом
- для компенсации некоторого смещения подшипника относительно других частей
Зазор является одним из важных факторов, влияющих на долговечность работы подшипника. При этом в радиальных (нерегулируемых) подшипниках принято рассматривать радиальные зазоры, а в радиально-упорных подшипниках, где радиальный и осевой зазор регулируются, принято рассматривать только осевой зазор. Выбор подшипника с оптимальным для данных условий эксплуатации радиальным или осевым зазором позволяет обеспечить рациональное распределение нагрузки между телами качения, максимальное уменьшение вибрации подшипника при работе, уменьшение шума, возникающего при работе подшипника.
Группы зазоров
Подшипники с уменьшенным зазором применяются там, где необходимо повышение жесткости в осевом и радиальном направлениях. Например, в скоростных узлах, или в узлах, где по условиям эксплуатации ожидается повышенный нагрев наружного кольца относительно внутреннего.
Подшипники с нормальным зазором подходят в условиях относительно небольших частот вращения и нагрузки. При этом наружные кольца монтируются в корпус с зазором, внутренние – туго монтируются на вал. Температура внутреннего кольца выше наружного на 5-10 градусов.
Подшипники с увеличенным зазором применяются там, где ожидается повышенный нагрев внутреннего кольца или возможен перекос внутренних колец относительно наружных по различным причинам. Кольца монтируют с повышенным натяжением, поскольку подшипник работает с высокими динамическими нагрузками.
Различают три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный и рабочий.
Зазор в подшипнике до установки его на вал и в корпус называется начальным радиальным зазором.
Посадочный радиальный зазор – это зазор в подшипнике после установки его на рабочее место, то есть, после уменьшения внутреннего диаметра наружного кольца и увеличения наружного диаметра внутреннего кольца в результате образования посадочного натяжения. При этом в подшипнике либо сохраняется некоторый зазор, либо образуется натяжение.
Рабочий зазор образуется во время работы механизма при установившимся температурном режиме в подшипниковом узле. Посадочный зазор всегда меньше начального вследствие изменения диаметров колец подшипника при их установке с посадочным натяжением, а рабочий зазор уменьшается или увеличивается под влиянием перепада температур и увеличивается под действием приложенной нагрузки.
Отмеченная взаимосвязь между начальным, посадочным и рабочим зазором справедлива лишь для нерегулируемых подшипников и не относится к подшипникам, у которых радиальный зазор и осевая игра регулируются при сборке узла.
Основная область применения подшипников с увеличенными радиальными зазорами – опоры, в которых кольца подшипника вследствие больших динамических нагрузок монтируют на вал и в корпус со значительными посадочными натяжениями, а также опоры со значительными колебаниями рабочих температур. В принципе, чем меньше зазоры, тем выше точность вращения подшипника, больше его долговечность, одновременно - работает большее количество тел качения. Тем не менее, подшипники с зазорами, равными нулю, не выпускаются. Дело в том, что при тугих насадках в корпус и на вал из-за нагрева подшипникового узла может возникнуть защемление (заклинивание) тел качения и, в конечном счете, даже разрушение подшипника.
Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает, при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях, удовлетворительную работу подшипникового узла.
Маркировка зазора подшипников по ГОСТ.
Подшипникам, изготовленным с радиальным зазором, соответствующим нормальной группе, дополнительное условное обозначение не присваивается.
Радиальный зазор стандартных подшипников условно характеризуется номером группы (ряда), поставленным перед обозначением подшипника.
Например, 75-313ЕШ2:
- цифра 7 означает радиальный зазор по 7-му ряду
- класс точности 5
- 313 - обозначение стандартного шарикового подшипника с внутренним диаметром d=65 мм
- E - текстолитовый сепаратор
- Ш2 - требования по уровню вибрации.
Номер группы зазоров может стоять отдельно от обозначения, например, на торце кольца со стороны, противоположной нанесенному обозначению.
Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют схеме: категория; момент трения; группа радиального зазора; точность; основное условное обозначение подшипника; конструкция, материал, температура, смазка, вибрация.
Подробную техническую информацию можно узнать из ГОСТ 24810-2013 Подшипники качения. Внутренние зазоры.
Стандарт распространяется на подшипники:
- шариковые радиальные однорядные
- шариковые радиальные двухрядные сферические
- шариковые радиально-упорные двухрядные
- роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами
- роликовые радиальные игольчатые
- роликовые радиальные сферические однорядные
- роликовые радиальные сферические двухрядные и устанавливает условные обозначения
- групп зазоров и числовые значения радиального и осевого зазоров подшипников качения в состоянии поставки.
Стандарт не распространяется на подшипники:
- шариковые радиальные со съемным наружным кольцом
- шариковые радиальные однорядные с канавкой для вставления шариков
- шариковые радиально-упорные однорядные
- шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами
- шариковые радиально-упорные однорядные с разъемным наружным или внутренним кольцом
- роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом, а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения зазоров
Таблицы групп зазоров, взаимозаменяемости деталей и обозначения класса точности и зазоров подшипников производства SKF представлены в статье на сайте интернет-магазина "Промышленная Автоматизация".
Где купить подшипники?
Купить подшипники по доступной цене можно в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация». Специалисты отдела продаж помогут подобрать оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку оборудования.
Обращайтесь по телефону 8 800 550-72-59 или по адресу электронной почты: info@industriation.ru, чтобы получить бесплатную консультацию или оформить заказ.
Бонус от магазина «Промышленная Автоматизация» – бесплатная стоимость доставки при заказе на сумму от 5000 рублей.
#подшипники #инженер #промышленность #бизнес #производство #оборудование #оборудование для производства