Найти тему
Инновации детям

А где стулья?

Загоревшись идеей обучения в движении, воспитатель убрала из кабинета все стулья. Каково же было её удивление, когда дети...потребовали вернуть мебель назад! Чем закончилась эта история, и как прошёл эксперимент по обучению детей математике без рабочих тетрадей в обычном детском саду - читайте далее.

Детский сад № 17 (Челябинск) — участник марафона «Математика без тетрадки», в рамках которого педагоги из разных стран и городов организовывали занятия по математическим темам без рабочих тетрадей, в движении. До марафона систематически в детском саду такие занятия не проводились. Как воспитатели и дети восприняли такое нововведение, нам рассказала старший воспитатель садика Светлана Игнатенко.

Светлана Сергеевна Игнатенко, старший воспитатель детского сада 17 (Челябинск)
Светлана Сергеевна Игнатенко, старший воспитатель детского сада 17 (Челябинск)

-Светлана Сергеевна, почему вы решились участвовать в марафоне? Это ведь лишняя нагрузка на педагога…

-Не могу сидеть на месте! Мне интересно всё новое. В образовательных программах этого (обучения в движении — авт.) сейчас нет. Возможно, где-то такими занятиями уже никого не удивить. Но для нас это был своего рода вызов.

Всё в головах у педагогов! В основном все привыкли: сели, тетрадку достали и начали заниматься. А в движении занятия интереснее детям. При этом, вы будете удивлены, но дети даже в свои 4-5 лет тоже уже привыкли сидеть за партами! Я параллельно веду занятия по робототехнике. И вот однажды дети заходят в кабинет, а стульев нет. Я им говорю: «Выбирайте места. Берите коробки и садитесь, где вам хочется». Дети удивились:

-А где стулья? Мы хотим на стульях!
-Ну хорошо, хочешь стул — бери!

И вот так было несколько раз. Потому что они так привыкли! Зато потом они ощутили свободу! Приходят и радуются: «О, стульев нет! А можно я сяду сюда? А вот сюда?»

-2

-А почему вообще решили убрать стулья?

-Я и раньше это пробовала, но обычно просто на ковре мы играли уже готовыми проектами. А здесь, после начала марафона я услышала отзывы от педагогов, что без стульев и парт детей сложно организовать. Они, мол, начинают дурить, баловаться. Я решила проверить. И убедилась: дело в педагоге. Ребёнок, когда ему хорошо и удобно — он сидит и занимается делом. И весь марафон подтверждает это. Молодым проще всё это принять, они «за любой кипиш». А вот воспитателям-стажистам уже сложнее!

-Для многих — это ломка шаблона.

-Да, не все с первого раза смогли простроить свои занятия. Это же не просто открыть рабочую тетрадь и начать! Здесь педагогу постоянно надо думать. Думать, как сделать так, чтобы не было детей, кто просто простоял бы всё занятие. Хотя были поначалу и такие случаи, когда дети не вовлеклись, а педагоги говорят: «Ну он же не сидел на стуле!» Смысл не только в том, чтобы не сидеть, но и в том, чтобы усвоить материал.

-Вы организуете занятия в движении при помощи самых обычных игрушек и пособий, которые есть в каждом садике…

-Да, причём поначалу, после того, как к нам в гости приходили Ирина Емельянова (научный руководитель компании «Инновации детям») и Марк Вайнапель (основатель компании Vay Toy), воспитатели решили: «Раз показали игры с Vay Toy, значит, так и надо делать», и начали шить-кроить подобие Vay Toy. Но это ведь необязательно, важно как раз-таки придумать какое-то своё решение! И где-то к середине марафона фантазия заработала!

-3

-Что в итоге? Ваши коллеги научились создавать обучающие занятия в движении?

-В большинстве — да. И меня радует, что воспитатели смотрят материалы от других участников марафона и обсуждают их. Мы будем стараться идти к регулярной организации таких занятий. И ведь мы не ограничиваемся математикой! Можно и другие занятия, даже музыкальные, организовать в движении.

-Вопрос, который сегодня интересует многих. Если мы обучаем детей в движении, как они сядут за парту в школе?

-Было бы здорово, если бы они и в школе могли располагаться так, как им удобно! Но, наверное, нам до этого идти и идти ещё! Вмиг переделать систему образования не получится. Потому, отвечая на этот вопрос, я скажу: всё равно в школе придётся учиться за партой. Пусть хотя бы сейчас дети обучаются, двигаясь!