Как долго я хотел себе в коллекцию такую фотографию. И вот - свершилось! Я в Кубачи. Стою и смотрю на мир с высоты одной из старинных оборонительных башен.
⠀
Вид завораживает. Горы вокруг удивительны и совсем не похожи на наши. Здесь нет остроконечных вершин. Они пологи, и смотрятся как гигантские столы, разделённые глубокими пропастями. Края их мне чем-то напомнили крылья. Такое впечатление, что немного не дотянув до неба, горы решили подлететь к нему поближе.
А прямо по до мной, словно хвост дракона, сползает вниз по склону вереница домов. Их крыши, крытые железом, отдают блеском чешуи гигантского змея. Картина больше похожа на сказку, чем на реальность.
От того в моей голове стали возникать образы средневековых рыцарей. Казалось, поверни я голову, и у флага над башней, увижу не своих спутников, а закованных в кольчугу благородных витязей.
Однако, как оказалось, представленная мной картинка, была не так уж и далека от действительности. Ибо с огромным удивлением я узнал, что местные жители считают себя наследниками тамплиеров, пришедших сюда в самом начале четырнадцатого века из далёкого Ирана.
Западные путешественники 18-19 веков активно развивали эту теорию. Одним из ярких её сторонников был знаменитый Ян Потоцкий, автор "Рукописи найденной в Сарагосе". А вот академическая наука двадцатого века отвергла это предположение. Археологи не смогли найти тому ни одного материального подтверждения.
Но кубачинцам не нужны никакие доказательства. Они говорят, что имя которым их зовут соседи - пранг-капур (что означает франки), само по себе раскрывает тайну их происхождения. Да и следы присутствия здесь в прошлом храмовников следует искать не в материальном, а культурном наследии.
Например, в очень необычном для Дагестана, свойственным только жителям Кубачи, явлении - "союза холостяков" или Ак Бильхон. Это особое воинское братство, вступая в которое, необходимо было дать обед безбрачия. Также, как это делали в средние века тамплиеры, рыцари Храма Соломонова.
Их всегда было сорок. Старейшины отбирали в этот отряд самых сильных, ловких, бесстрашных мальчиков. С детства их готовили к сражениям. Война должна была стать их смыслом жизни. Они обладали своими, тайными ритуалами. Этот воинский союз был окружён почтением и ... боязливостью.
Дело в том, что кубачинцы мирный народ. Они мастера - оружейники и ювелиры, которые никогда не стремились к боевым действиям. И если на их город нападал враг, то мужское ополчение выходило на крепостные стены, исключительно лишь с целью их обороны. Наступательные действия вело только " братство неженатых".
Они атаковали, устраивали засады, преследовали врага и не могли сдаваться в плен. Право оставить службу и жениться у них появлялось после достижения сорока лет.
Этот союз просуществовал почти до наших дней. По окончанию Кавказской войны, когда Дагестан стал частью Российской империи, не поощряемый царской администрацией, он вынужден был уйти в подполье. Изменился и его устав, жениться тайные защитники стали значительно раньше своего сорокалетия. Собирались они уже не на постоянной основе, а раз в три года, да и всего на три дня. Последнее такое собрание было в 1913 году.
Но какое отношение к тамплиерам имеет существовавший в прошлом боевой союз? Мне не понятно.
И, вообще, что это? Излишне поспешно отброшенная историческая гипотеза, требующая своей перепроверки? Или просто жгучее желание местных краеведов оживить легенду?
Мне будет очень интересно узнать и ваше мнение. Напишите мне, что вы думаете по этому поводу.
#вдогорусМаксом
3