В своей новой книге «Кодекс работы и молитвы: когда труд становится религией в Силиконовой долине» социолог и профессор этнических исследований Калифорнийского университета в Беркли Кэролайн Чен рассказывает о довольно распространенном феномене: для многих работников верность корпорации заменяет традиционную религиозность.
Чен в течение пяти лет опрашивала сотрудников и таких гигантов, как Google и Facebook, и небольших стартапов, чтобы узнать, как и почему они решили проявить безраздельную лояльность к компаниям, в которых работают.
«Тип работников, поклоняющихся работе, формируется вполне осознанно уже 40 лет», — утверждает исследовательница.
Психологически этот феномен объясним: девять из десяти стартапов терпят неудачу и все это прекрасно понимают. Поэтому, чтобы добиться успеха, мотивированные сотрудники вкладывают всего себя в работу, с полной самоотдачей. С другой стороны такую преданность подогревает и руководство компаний, практикуя своего рода «корпоративное материнство». Например, в пандемию управленцы рассылали сотрудникам обеды на дом, предлагали им вступить в книжные клубы через Zoom, записаться на курсы по медитации осознанности, на очередной коучинг или какую-то терапию.
Кэролайн Чен также общалась с менеджерами, которые инвестировали в «духовное благополучие» своих сотрудников, стремясь повысить производительность. В дополнение к медитации и практикам осознанности многие из компаний Силиконовой долины предлагают изысканные кафетерии, тренажерные залы, бассейны, студии деревообработки и комнаты для видеоигр. В одной компании даже построили уличный прогулочный лабиринт, похожий на средневековые лабиринты европейских соборов.
В качестве примера одного из очевидных негативных моментов «корпоративной религии» исследовательница рассказывает, что компании вынуждают своих религиозных сотрудников (почему-то, особенно именно буддистов), преуменьшать значение традиции своей веры, чтобы сделать ее более приемлемой для нерелигиозного рабочего контекста. Чен называет это «отбеленным буддизмом», лишенного, по сути, этической составляющей религии, а также всей ритуалистики.
«В Силиконовой долине буддийские добродетели, называемые «благими состояниями», рассматриваются как рабочие навыки, как средства для достижения прагматической цели. В итоге сострадание, которое можно было бы считать добродетелью или благом самим по себе, становится лишь способом улучшить дизайн продукта или стать более чутким к потребителям», — отмечает исследовательница.