Фэнтези — жанр довольно молодой, корни он пустил из фольклора, сказок и преданий. Но на его формирование в куда большей степени стала влиять массовая культура, социальный и культурный контекст современности.
Как-то на конференции Центра Изучения Религий, где я выступала с докладом по «Игре Престолов», один из спикеров выдал очень интересное наблюдение — до событий Второй Мировой Войны в фэнтези и его прародителях не было непобедимых злодеев. Всегда находился или артефакт, который помогал победить врага, или герой умудрялся перехитрить злодея, или ему помогали другие герои. Финал один — злодей был повержен окончательно и бесповоротно.
Но о том, как выросли злодеи мы еще поговорим. Эта часть тоже давно просится. В этот раз мы будем рассматривать магию.
Старая школа
В контексте фольклора магией обладал у нас кто? Божества (если мы о политеизме говорим), Бог (который мог творить свои чудеса руками смертных, которые потом становились святыми), а также сверхъестественные существа, духи и посредники — шаманы, колдуны и так далее.
Есть очень интересный момент — все эти существа пусть и в разной степени обладают магическими способностями, но важно, что все их навыки описываются довольно размыто. То есть, у божеств могут повторяться способности, они могут применяться ситуативно, возможности почти безграничны: в принципе базовым набором любого божества будет перевоплощение, влияние (похожее на гипноз), иллюзии, дарование Знания. Ну и плюс есть божества-монопрофильники, у которых есть своя магическая делянка, на которую никто не заходит: это межкультурные громовержцы, хозяева преисподней и так далее. Но они же не только свои способности по специальности применяют: Зевс вот активно перевоплощался во все, что может заниматься сексом.
Магия была как поток энергии извне, который каждый способный герой мог использовать так, как ему вздумается — насколько хватит мозгов и воображения. И в целом она была каким-то непреложным правом, частью сущности мифических героев. И так оно и оставалось какое-то время.
С середины 19 и примерно 100 лет после 1841 года (когда вышел один из первых романов в жанре Фэнтези), у магических существ и героев способности были близки к божественным. Ну, тут можно вспомнить Аслана из «Хроник Нарнии», который вообще с Христа списан. Или Гэндальф, которого даже в экранизации показали в традициях старого фэнтези, сам Питер Джексон говорил, что они специально снимали так, чтобы ни у кого из наделенных магией персонажей «молнии из пальцев не вылетали». В старом фэнтези магия невидима, но ощутима. И никто особо не задавался, откуда она берется. Самый распространенный ответ — ее дарует кто-то свыше, причем даровать простому смертному магию может божество и дар может быть дан не в полном объеме, а только — например — в виде прорицания.
И тут пришел постмодерн
И не только он, распространились сообщества фанатов фэнтези и научной фантастики, контент полился рекой. Появились журналы с бульварным фэнтезийным чтивом, конечно, не в том объеме, в каком нам их сегодня поставляют сайты типа Ficbook, Litnet, Author.Today и другие, но на тот момент это было очень распространено. На западе распространялись журналы Weird Tales, A magazine of Fantazy and Science Fiction, где фэнтезийные истории были и в жанре триллер, и хоррор, и комедия.
Действительный триумф жанра случился благодаря трем мастодонтам: Профессору Толкину, Урсуле Ле Гуин и Клайву Стейплзу Льюису. Они задали стандарт высокого фэнтези и олдскульной магии — невидимой, но ощутимой. Визуально она проявляется редко, она работает на более тонком уровне. И некоторые современные авторы стараются удерживать эту планку — Брендон Сандерсон в «Архиве буресвета», Джордж Мартин в «Песни льда и пламени».
У Роулинг, кстати, магия тоже проходит довольно олдскульно
Но массовый зритель и читатель постепенно начал двигаться в сторону других концепций. Постмодерн задал вопрос: «А где источник магии?», а развитие массовой культуры и — в том числе — игр, дало нам классы магов, касты и так далее. Маги начали проходить по специализации.
В зависимости от пожеланий авторов появляются в разных комбинациях известные нам классы магов, которые прижились в жанрах видео-игр:
- Стихийники
- Целители/некроманты
- И те ребята, которые воздействуют непосредственно на сознание
Но этим все не ограничилось, потому что с 2010-х примерно…
Магия начала дружить с наукой
Серьезно, объяснения того, что магия суть есть все вокруг и повсюду и дается она из божественного источника стало уже недостаточно. Поэтому магию начали объяснять научно. Тут уже тоже, кто во что горазд.
Так в серии романов Ли Бардуго «Гришаверс» сами маги называют свой дар «Малой наукой». И они действительно в зависимости от своего класса изучают физику/химию/биологию, чтобы потом воздействовать на людей или объекты на клеточном/молекулярном уровне.
А в сериале «Локи» наш замечательный трикстер во второй серии объясняет, что его «магия» — это воспроизведение молекулярной структуры другого объекта. И еще в первом Торе в разговоре у костра главные герои высказывают идею, что асгардская магия и есть наука.
С другой стороны, возможно, все просто пережрали классического фэнтези и замудренной магии, и каждый теперь хочет выделиться оригинальностью.