Найти в Дзене
Библейские беседы

О чём рассказывает нам самое известное чтение апостола на праздники Пресвятой Богородицы?

Оглавление

В период многих праздников посвящённых Пресвятой Богородице за литургией мы слышим следующие известные строки Апостола:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Филип. 2:6-8)

Эти строки также называются христологическим гимном апостола Павла.

Однако далеко не все из нас могут понять: о чём говорится в этом чтении? почему оно читается в день памяти Пресвятой Богородицы, если о ней нет ни одного слова?

Чтобы ответить на эти вопросы мы предлагаем ознакомиться со святоотеческой традицией толкования данного текста, разбив его на две части 6-8 ст. и 7-8 ст.

Святые отцы о гимне апостола Павла

Часть первая

"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2:6-7).

Рассматривая толкования святых отцов, можно выделить четыре основных богословских темы:

  • тема единства Отца и Сына
  • тема соединения 2-х природ во Христе
  • тема Божественного самоумаления
  • тема существования Сына до земного воплощения

Касательно первого пункта святые отцы сходятся во мнении в том, что Христос равен Отцу по своей Божественной природе.

Так свт. Евсевий Версельский пишет:

«Единое равенство [Отца и Сына] заключается не только в согласии воли, но в самой Божественности, поскольку образ равенства никак не разделяется на части»[1].

Схожее мнение встречаем и у блж. Августина, который говорит о равенстве Божественной природы Сына и Отца[2]. Свт. Кирилл добавляет, что Сын Божий подобен Отцу именно по свойству единосущия и совечности[3].

Свт. Епифаний Кипрский[4], а также Марий Викторин уточняют, что равенство Отца и Сына исходит из Логосной формы последнего:

«Логос единосущен Богу, с Которым и в начале, и всегда Логос пребывает» [5].
Святители Епифаний Кипрский и Климент Римский (Собор Святой Софии, г. Киев)
Святители Епифаний Кипрский и Климент Римский (Собор Святой Софии, г. Киев)

Рассматривая выше обозначенные стихи (Флп. 2:6-8), свт. Иоанн Златоуст и Ориген рассуждают о достоинстве богочеловеческой природы Христа. Иоанн Златоуст говорит, что о двойственном соединении природ в Иисусе свидетельствуют два соседствующих выражения: «приняв образ раба» и «будучи образом Божиим»[6]. При этом Ориген отмечает, что при воплощении ни одна из природ не заместила другую[7].

Особое внимание святые отцы придают теме умаления Христа, пытаясь ответить на вопрос: «Для чего Божественному Сыну потребовалось принятие человеческой природы?»

Свт. Кирилл Александрийский видит цель боговоплощения в спасении человечества[8], т.к. Сын Сам по себе не нуждался в подобном действии[9].

Схожие мысли имеет Мефодий Патарский[10] и прп. Марк Подвижник. Последний рассуждает:

«По великому человеколюбию [Христос] уподобился нам, дабы мы всякою добродетелью упой!добились Ему»[11].
Святой Мефодий Патарский
Святой Мефодий Патарский

Исидор Пелусиот пишет, что апостол Павел намеренно добавил фразу «зрак раба приим». Этим апостол хотел показать филипийцам Божественное милосердие Христа, несвойственное языческим богам.

О выражении «иже во образе Божий сый» отдельно рассуждают Иоанн Златоуст[12], а также Исидор Пелусиот[13]. Оба святых сходятся во мнении, что данное место указывает на бытие Сына Божьего до Его воплощения.

Часть вторая

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

Первый вопрос, который может справедливо возникнуть у читателя при изучении текста, мы сформулировали следующим образом: «Каким образом Отец «превознёс» Сына?».

Рассуждая на эту тему, святитель Афанасий Великий говорит, что Отец превознёс Христа не по Божественному достоинству (т.к. Оба лица Троицы равны и об этом было сказано ранее), а по человеческому существу[14].

Сам же акт «превознесения» Сына заключается в Воскресении Христа в обновлённой плоти. И именно эта форма, по мысли свт. Григория Нисского, является достойным антиподом позорной крестной смерти[15].

Далее был бы уместен ответ на вопрос: «О каком имени Христа говорит ап. Павел?»

Об этом кратко в своём творении рассуждает свят. Василий Великий, отмечая, что речь идёт о именовании Иисуса Христа Господом[16].

Свт. Иоанн Златоуст и Афанасий Великий говорят, что описываемый акт наречения имени аллегорически означает дарование Отцом славы Своему Сыну на земле среди людей[17].

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Григорий Нисский считает, что Сыну было в Воскресении даровано имя Иисус, что символически означало теснейшее соединение двух природ в одном Лице. Для нас же этот акт означал возвышение человеческой природы[18].

Выражение «и всяко колено приклонится» означает прославление Христа в наших Молитвах и послушание Ему[19]. А под указанием «небесных, и земных, и преисподних» справедливо понимать, что это прославление идет от живых, мертвых и Ангелов[20].

Конечный отрывок «в славу Бога Отца» означает, согласно комментарию святителя Василия Великого, что Иисус Христос пострадал не к посрамлению Себя, но для прославления Отца[21].

Таким образом, рассмотрев группу святоотеческих толкований, мы приходим к следующим выводам:

  1. в христологическом гимне ап. Павла центральной темой является понятие достоинства Сына Божьего;
  2. дополнительными элементами являются следующие темы: понятие о соединении двух естеств во Христе; учение о сотериологии; тема божественного самоумаления;
  3. в толковании основных аспектов христологического гимна ап. Павла (Флп. 2:6-11) прослеживаются элементы так называемого «согласия святых отцов».
Святое семейство
Святое семейство

Почему нет ни слова о Богородице?

Когда мы полностью рассмотрели текст послания, самое время ответить на заключительный вопрос: почему этот отрывок читается на Богородичные праздники?

Как мы видим тема природы Христа неразрывно связана с учением Церкви о природе Божией Матери. Даже в текущем отрывке мы можем увидеть таки связующие элементы:

"приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2:7).

Это выражение фактические является единственным местом, которое может связать текущее чтение с тематикой Богородичного праздника.

Тем не менее, именно отрывок Флп. 2: 6-8 является наиболее ёмким текстом, раскрывающим природу Спасителя, а значит и вместе с тем таинство служения Его Пречистой Материи Марии.

Иисус Христос и Пресвятая Богородица
Иисус Христос и Пресвятая Богородица

Список используемой литературы:

[1] Свт. Евсевий Версельский. О Троице 3.4-7,Сl.0105, 3.38 [CCSL 9:32-33]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/evsevij-verselskij-svatitel/.

[2] Блж. Августин. О Троице I:1:14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/
interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/avgustin-ipponijskij-blazennyj-/.

[3] Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Бога Слова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/kirill-aleksandrijskij-svatitel/.

[4] Свт. Епифаний Кипрский. Анкорат 44.6,TLG 2021.001, 44.6.1-5; GSC 25:54-55. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/epifanij-kiprskij-svatitel/.

[5] Марий Викторин. Против Ария 1.21- 22, Cl.0095, 1А.21.39. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/marij-viktorin/.

[6] Свт. Иоанн Златоуст. "Беседы на послание к Филиппийцам". Беседа 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/ioann-zlatoust-svatitel/.

[7] Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна 20.18,TLG 2042.079,20.18.154.1-155.6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/origen/.

[8] Свт. Люцифер Калабрийский схоже говорит, что цель боговоплощения - возвышение человеческой природы. См. Свт. Люцифер Калабрийский. Умирание ради Сына Божьего 12, Cl.0116,12.71[ CCSL8:293]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/lucifer-kalabrijskij-svatitel/.

[9] Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Бога Слова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/kirill-aleksandrijskij-svatitel/.

[10] Мефодий Патарский. Пир десяти дев 1.4.24, GCS 27:12-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/mefodij-patarskij-svasennomucenik/.

[11] Прп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово девятое. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/mark-podviznik-prepodobnyj/.

[12] Свт. Иоанн Златоуст. "Беседы на послание к Филиппийцам". Беседа 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/ioann-zlatoust-svatitel/.

[13] Прп. Исидор Пелусиот. Письма. Книга I. 139. Февоне. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-6/isidor-pelusiot-prepodobnyj/.

[14] Свт. Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово первое. § 37-44. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-9/afanasij-velikij-svatitel/.

[15] Свт. Григорий Нисский. Опровержение Апполинария, TLG 2017.008, 3,1.161.7-14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-9/grigorij-nisskij-svatitel/.

[16] Свт. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.

Книга IV. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-9/vasilij-velikij-svatitel/.

[17] Свт. Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово первое. § 37-44. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-9/afanasij-velikij-svatitel/.

[18] Свт. Григорий Нисский. Опровержение Апполинария, TLG 2017.008, 3,1.161.17-162.5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-10/grigorij-nisskij-svatitel/.

[19] Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам 9.41 PG 14:1244А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-10/origen/.

[20] Ориген. О началах 1.6.2,С1. 0198 Е (А), 1.6.2.79.22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-10/origen/.

[21] Свт. Василий Великий. Послание на ариан слово первое. § 42. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/interpretation/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/stih-11/afanasij-velikij-svatitel/.