Найти в Дзене

Прасковья. Дочь Брестской крепости

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Иоганн Вольфганг Гёте
Среди экспонатов Музея обороны Брестской крепости — есть полусгоревшее профсоюзное удостоверение с исписанными карандашом страницами. Рядом с ним портрет молодой девушки в военной форме. Речь идет о совсем юной медсестре Прасковье Ткачевой, которая с первых минут войны бросилась в дым горящего госпиталя, чтобы спасти больных после операции. Именно она по просьбе отчаянных бойцов знаменитой Брестской крепости написала на полях своего билета их имена и отметила погибших. Из защитников Южного острова осталось только четверо. В ту летнюю ночь 22 июня 1941 года медсестра Прасковья Ткачева не дежурила. Но как только услышала грохот ракетной установки, преодолела страх и побежала в операционную. Пролетев через прокуренное помещение, с криками больных и грохотом рвущихся на улице снарядов, она схватила первого встречного больного и потащила его в убежище. - Сначала я подумал, что это гроза, но, выглян
Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

Иоганн Вольфганг Гёте

Прасковья Ткачева и её профсоюзный билет с записями погибших.
Прасковья Ткачева и её профсоюзный билет с записями погибших.


Среди экспонатов Музея обороны Брестской крепости — есть полусгоревшее профсоюзное удостоверение с исписанными карандашом страницами. Рядом с ним портрет молодой девушки в военной форме. Речь идет о совсем юной медсестре Прасковье Ткачевой, которая с первых минут войны бросилась в дым горящего госпиталя, чтобы спасти больных после операции. Именно она по просьбе отчаянных бойцов знаменитой Брестской крепости написала на полях своего билета их имена и отметила погибших. Из защитников Южного острова осталось только четверо.

В ту летнюю ночь 22 июня 1941 года медсестра Прасковья Ткачева не дежурила. Но как только услышала грохот ракетной установки, преодолела страх и побежала в операционную. Пролетев через прокуренное помещение, с криками больных и грохотом рвущихся на улице снарядов, она схватила первого встречного больного и потащила его в убежище.

- Сначала я подумал, что это гроза, но, выглянув в окно, увидел, что горит терапевтическая палата. Потом все стало ясно. Под клич "Война!" Проснулись девушки - соседки. Кое-как мы оделись и выбежали на улицу. Больницу сильно бомбили. Жертв уже много. В госпитале случился пожар.

Прасковья Ткачева вспоминает тот первый страшный день войны.

В хирургическом отделении находилось 80 человек. Многие из них не могли передвигаться самостоятельно. Прасковья потащила их одного за другим в ближайшее земельное укрепление. Со второго этажа, где нуждались в помощи послеоперационные красноармейцы, вывели 20 человек. Прибежав еще раз, она увидела, что остальные больные уже не нуждаются в её помощи: стена рухнула, похоронив заживо десятки людей. 28 человек были спасены в каземате. Теперь оставалось перенести перевязочный материал и ткань в укрепление, которое можно было бы использовать и для перевязок. И Прасковья снова и снова возвращалась в хирургическое отделение.
А ведь запасов воды, медикаментов, бинтов для перевязок хватило как раз на несколько часов боя. Когда бинты закончились, в ход пошли наволочки, салфетки и простыни. Воды тоже не было.

- Мы верили, что наши вот-вот появятся. Неожиданно рядом появились немцы. Помню, Вера Хорецкая как раз перевязывала в этот момент раненого Кукушкина. Фашисты безжалостно расстреляли обоих. Мужчины, у которых было трофейное оружие, встречали врагов огнем. Немцы отступили. Через 20 минут они вернулись, уже большим числом. Снова бой... Из 28 человек нас осталось четверо.

- рассказывает Прасковья Леонтьевна.

Брестская крепость Церковь 1941. Источник brestmemory.com
Брестская крепость Церковь 1941. Источник brestmemory.com


24 июня, после оккупации Южного острова, гитлеровцы стали тщательно проверять убежища и обнаружили «лазарет» Ткачевой. Среди тел погибших гитлеровцы сначала даже не заметили этих четырех выживших. А потом брали раненых, женщин, пленных вместе с детьми с других частей укреплений. Пленных построили в колонну и отвели в лагерь для военнопленных.

Уже дважды раненная осколками, Ткачева еще находила в себе силы поддерживать других раненых, нести носилки с тяжелоранеными красноармейцами. Попутно она успела организовать женщин и подростков, дав им команду: «Раненых не бросать!» И измученных воинов поднимали, помогали идти или несли по очереди. За этот поступок фашисты чуть не расстреляли Прасковью Ткачёву.


Лишь чудом Прасковье Ткачевой удалось избежать отправки в Германию. Ее спасли, вызволили из плена, исцелили. Летом 1942 года она стала связистом партотряда Черпака (Брестская связь).
После войны Прасковья Леонтьевна осталась в Бресте. Там она жила и работала до конца своих дней. Настоящий герой!!!

Подписывайтесь и ставьте лайки!

Спасибо вам что дочитали до конца!!!

интересные статьи-не пропустите:

Говорят царь то не настоящий. От кого понесла царица??.....

Стихотворение тов.Сталину! Что за это бывает.

#великая отечественная война #интересная история #герои россии #подвиг