Найти в Дзене
Изыскатель

Некоторые перспективы развития системы технического регулирования в изыскательской сфере

Оглавление
Российский форум изыскателей 2021. Секция 5
Российский форум изыскателей 2021. Секция 5

Система технического регулирования строительной отрасли в настоящее время вступает в очень интересный переходный период. В течение ближайших десяти-пятнадцати лет в этой области будут происходить достаточно важные изменения. Постепенно они затронут все составляющие системы – содержание и формат нормативных документов; организационную структуру технических комитетов, которые координируют их разработку и актуализацию; порядок проведения обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса).

Общее направление предстоящих трансформаций обозначено в проекте «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и в различных редакциях проекта «Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли». И тот, и другой документ пока ещё не обрели статус утверждённых. В настоящее время обсуждения и согласования по ним продолжаются. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что общий вектор движения примерно понятен. В отличие от сроков, которые по некоторым важным мерам имеют тенденцию сдвигаться вправо, по другим, наиболее назревшим – решения, наоборот, принимаются уже сейчас, не дожидаясь утверждения документов стратегического планирования.

Проблематика развития отраслевой системы технического регулирования была достаточно подробно освещена в ходе III Международной научно-практической конференции «Российский форум изыскателей», которая проходила 21-22 октября 2021 года в аудиториях Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ). В рамках пленарного заседания Форума выступил и.о. директора Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») Андрей Копытин. Более подробный доклад о работе в сфере инженерных изысканий этой подведомственной организации Минстроя России представил руководитель проекта ФАУ ФЦС по направлению геотехники и процессов Андрей Сосцов. Он выступил в рамках Секции № 5 «Эволюция нормативной базы в области инженерных изысканий» (модератор – директор Ассоциации СРО «Инженер-Изыскатель» Алексей Петров, сомодератор – главный геолог лаборатории механики грунтов № 17 НИИОСП им. Н. М. Герсеванова Андрей Иоспа).

Поскольку проблематика технического регулирования неизменно находится в центре внимания изыскательского профессионального сообщества, обсуждение этой темы будет продолжено и на следующей конференции «Российский форум изыскателей». Пока же представляется важным осмыслить уже полученную информацию.

НАПРАВЛЕНИЯ

Основная идея преобразований состоит в том, чтобы сделать нормативную базу как строительной отрасли в целом, так и в области инженерных изысканий, более современной, динамичной, восприимчивой к технологическим инновациям и привлекательной с точки зрения формирования на её основе системы технического регулирования в масштабах Таможенного союза. В качестве главных перспективных направлений её совершенствования в ФАУ ФЦС рассматривают следующие.

Во-первых, это отказ от жесткого, предписывающего метода, который присутствует в наших действующих нормах, и переход на гибкий и функционально ориентированный параметрический метод нормирования. Он должен быть осуществлен в несколько этапов. В качестве срока реализации перехода первоначально говорили о 2025 годе, в настоящее время называют 2030 год. Переход на параметрический метод должен быть реализован в несколько этапов и подразумевает переработку действующей структуры нормативных документов. Планируется определить основополагающие своды правил, которые будут содержать в себе обязательные и незыблемые нормы в формате требований к конечному результату. Остальные СП и ГОСТы сохранятся. Однако область их применения значительно сузится, поскольку они будут использоваться по усмотрению инженеров в качестве обоснования тех или иных технических решений.

Вторым важным направлением является вовлечение в процесс разработки нормативно-технических документов всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Как известно, в настоящее время кроме Минстроя России своды правил для строительной сферы также разрабатываются под руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), ряда других министерств и ведомств. Строительством в той или иной степени занимается более 46 технических комитетов, эта сфера регулируется различными техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области промышленной безопасности, безопасного использования атомной энергии и т.д. При этом наблюдаются многочисленные противоречия между требованиями различных ФОИВов. В процессе совершенствования системы технического регулирования все эти коллизии должны быть исключены.

Третий важный момент связан с интеграцией в систему технического регулирования требований «зеленого» строительства. Это общемировая тенденция, которая напрямую имеет отношение, прежде всего, к проектированию.

Одним из важнейших направлений является четвёртое, связанное с введением механизмов применения стандартов организаций (СТО) в качестве доказательной базы Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В нынешней редакции этот закон не предусматривает применение СТО, хотя данная возможность предоставляется Федеральным законом от 27 декабря 2002 год № 184-ФЗ О техническом регулировании». В настоящее время подготовлен проект изменений в 384-ФЗ, который позволяет применять положения СТО, которые согласованы Минстроем России.

Как отметил Андрей Сосцов, сложность нынешней ситуации состоит в том, что в России есть достаточно много организаций, которые имеют возможность разрабатывать собственные стандарты. Но это не означает, что все они могут применяться без проведения экспертизы. Для этого в ФАУ ФЦС вводится практика проектного управления.

Пятым направлением станет активизация международной интеграции в области стандартизации. Она будет происходить не только на уровне межгосударственного взаимодействия в рамках Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но и на уровне Международной организации по стандартизации (ISO).

В части совершенствования работы Технического комитета № 465 в ФАУ ФЦС, по словам Андрея Сосцова, видят необходимость в том, чтобы обеспечить прозрачность разработки документов и привлечение компетентных специалистов отрасли. «Мы работаем над тем, чтобы привлекать как можно больше специалистов по каким-то серьезным документам. И если изменение в документе выйдет без согласования с теми или иными организациями, это не будет способствовать развитию нашей нормативно-технической документации в нужном направлении», – сказал представитель ФАУ ФЦС.

В настоящее время прорабатывается вопрос о внедрении автоматизированной информационной системы, которая позволит участникам Технического комитета и подкомитетов принимать участие в разработке документов, своевременно получать документы, направляемые на обсуждение, и вносить свои замечания. Будущая информационная система позволит не терять важные замечания и предложения, поступающие в ходе общественных обсуждений, и одновременно свести к минимуму официальную переписку.

-2

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

В течение всего прошедшего года в Правительстве РФ, на площадках Российского союза строителей, в Торгово-промышленной палате, в РСПП и в национальных объединениях обсуждались различные варианты изменения структуры технических комитетов, которые осуществляют разработку нормативно-технических документов для строительной сферы. Целью предстоящей реорганизации должна стать консолидация всех нормотворческих функций, разбросанных по различным министерствам и ведомствам. Эту идею в своё время высказывал в своих выступлениях ещё предыдущий министр строительства Владимир Якушев. Новый состав министерства во главе с Иреком Файзуллиным при поддержке вице-премьера Марата Хуснуллина, судя по всему, намерен реализовать это направление на практике. То есть, вписать все технические комитеты, которые занимаются строительной проблематикой, в некую единую управляемую структуру.

В марте 2021 года эта тема обсуждалась на площадке Российского союза строителей. В октябре было проведено совместное заседание Общественных советов Минстроя и Росстандарта с участием главы Минстроя Ирека Фаузуллина и руководителя Росстандарта Антона Шалаева. Именно на нем было принято решение о создании Координационного совета по техническому регулированию в строительстве, куда должны войти руководители всех профильных технических комитетов, а также представители отраслевых объединений и федеральных органов власти.

Какого-то окончательного варианта структуры пока нет. Недостаточно информации и о будущем составе технических комитетов и подкомитетов, которые будут заниматься изыскательской проблематикой. Наиболее содержательный вариант реорганизации состоит в том, чтобы разделить все 46 технических комитетов на четыре группы – А, В, С и D (одна базовая и три смежные).

В Группу А должны войти профильные ТК в сфере строительства, к основной области деятельности которых относятся:

– вопросы общей методологии стандартизации в области градостроительного и строительного проектирования строительных конструкций, зданий и сооружений, и их инженерных систем; организации строительства и эксплуатации зданий и сооружений (ТК 465 «Строительство»);

– организационные и технологические процессы в строительстве (ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы»);

– строительные материалы изделия (ТК 144 «Строительные материалы и изделия»).

В Группу В предложено включить отраслевые смежные ТК, включающие структурные подразделения по строительству.

К Группе С планируется отнести горизонтальные смежные ТК, в области деятельности которых входят общие вопросы обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, а также сквозные технологические процессы, вопросы оценки соответствия и менеджмента.

В Группу D могут войти специализированные смежные ТК, в область деятельности которых входят инженерные системы и установки, а также отдельные строительные материалы и изделия, строительный инструмент.

Во главе всей этой структуры может оказаться Научно-технический координационный совет по стандартизации в строительстве, в который войдут представители руководства Минстроя России, Росстандарта, заинтересованных органов исполнительной власти, РСПП, ТПП РФ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, НОПСМ и профильных ТК. В целях разработки совместных стандартов с учетом международного опыта предлагается создание совместных постоянных рабочих групп (СПРГ).

ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Какие именно изменения произойдут в части организации разработки нормативных документов в области инженерных изысканий пока непонятно. На сегодняшний день работы осуществляются двумя профильными подкомитетами, входящими в структуру ТК 465 «Строительство» – это ПК 1 «Инженерные изыскания» и ПК 19 «Геотехника». Руководителем ПК1 является директор Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН Евгений Арнольдович Вознесенский. К сфере деятельности Подкомитета относятся 12 Сводов правил и 3 ГОСТа. Свод правил СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» частично входит в перечень обязательных. Руководителем ПК19 является директор НИИОСП им. Н.М. Герсеванова АО НИЦ «Строительство» Игорь Вячеславович Колыбин. К области его деятельности относятся 26 СП, 5 из которых включены в обязательный перечень, а также 112 стандартов.

В выступлениях представителей ФАУ ФЦС обращает на себя внимание информация о научно-исследовательских работах, которые каждый год проводятся на средства бюджета. В 2020 году было проведено 13 прикладных научных исследований, результаты которых уже в 2021 году были использованы для актуализации действующих норм. В нынешнем году также было проведено 13 прикладных научных исследований, результаты которых будут применяться при актуализации. Среди прикладных НИРов в сфере инженерных изысканий, можно отметить разработку регламента геотехнического мониторинга городов арктической зоны и разработку беспрогревного способа устройства буронабивных свай в многолетнемерзлых грунтах. В 2021 году осуществлены исследования, затрагивающие такие важные вопросы, как разработка методики оптимального армирования оснований зданий, разработка методов определения прочностных характеристик мерзлых грунтов и прогнозирование деформаций оснований фундаментов зданий, усиленных по технологии струйной цементации.

Отметим, что 10-15 лет назад, когда создавалась система саморегулирования, ни научно-исследовательских работ, ни активного процесса разработки и актуализации нормативных документов не было. Этот процесс был развернут практически «с нуля» при активном участии структур системы саморегулирования и теперь должен пройти период трансформации, исходя из потребностей отрасли. Естественно, было бы желательно, чтобы в эту работу было активнее включено Национальное объединение НОПРИЗ в лице Комитета по инженерным изысканиям и его рабочие группы.