Найти тему
Математика

Задание 12. Решение уравнений

Оглавление

Публикация-плейлист решению по заданий 12 из ЕГЭ по профильной математике.

Такие задачи оцениваются экспертами, проверяющими задания с развернутой частью, по следующим критериям:

2 балла. Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах.

1 балл. Обоснованно получен верный ответ в пункте а), ИЛИ получены неверные ответы из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения пункта а) и пункта б).

0 баллов. Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

Каждый последующий ролик в плейлисте будет содержать решение более сложного уравнения.

Тригонометрические уравнения и смешанные уравнения

Задача 1.

Представлено решение простого тригонометрического уравнения, произведен отбор корней по тригонометрической окружности.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. знать формулу синуса двойного угла;
  3. уметь отбирать корни, например по тригонометрической окружности.

Задача 2.

Видео содержит решение тригонометрического уравнения, отбор корней которого произведен с помощью двойного неравенства.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. знать формулу синуса двойного угла;
  3. уметь производить разложение на множители;
  4. уметь отбирать корни.

Задача 3.

Видео содержит подробное решение тригонометрического уравнения, в котором нужно применить либо формулы приведения, либо формулы суммы или разности тригонометрических функций. Отбор корней, принадлежащих указанному отрезку, произведен с помощью тригонометрической окружности.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь производить разложение на множители;
  3. уметь пользоваться формулами приведения и/или знать формулы суммы или разности тригонометрических функций;
  4. уметь отбирать корни.

Задача 4.

Представлено решение однородного тригонометрического уравнения второй степени, отбор корней которого произведен с помощью двойного неравенства.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь решать однородные уравнения
  3. уметь отбирать корни.

Задача 5.

Представлено решение тригонометрического уравнения, отбор корней которого произведен с тригонометрической окружности.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться формулой дополнительного аргумента
  3. уметь отбирать корни.

Задача 6.

Представлено решение однородного тригонометрического уравнения второй степени, отбор корней которого произведен с помощью двойного неравенства.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться формулами приведения и/или знать формулы суммы или разности тригонометрических функций;
  3. уметь отбирать корни.

Задача 7.

Уравнение смешанного типа. Все просто, но главное: при отборе корней не забыть про корни квадратного трехчлена.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь отбирать корни, в том числе "корни без ПИ"

Задача 8,9,10.

Главное не забывать, что дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. При решении - не забыть отбросить корни уравнения, при которых знаменатель обращается в ноль.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться формулами приведения и/или знать формулы суммы или разности тригонометрических функций;
  3. уметь производить замену переменной;
  4. уметь отбирать корни для не табличных значений тригонометрических выражений.
  5. не забывать отбрасывать те решения уравнения, в которых знаменатель равен нулю.

6. уметь работать с не табличными значениями.

Задача 11.

Повторяем еще раз, что дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Выражение под знаком квадратного корня должно быть больше нуля, либо равно нулю. При решении - не забыть отбросить корни уравнения, при которых знаменатель обращается в ноль.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться формулами приведения и/или знать формулы суммы или разности тригонометрических функций;
  3. определить при каких х под знаком квадратного корня должно быть больше нуля, либо равно нулю;
  4. не забывать отбрасывать те решения уравнения, в которых знаменатель равен нулю.

Задача 12.

Уравнение смешанного типа. Если делаете замену показательной функции, то не забывайте, что она всегда положительная.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь решать показательные уравнения;
  3. уметь пользоваться свойствами степени;
  4. уметь производить замену переменной;
  5. уметь отбирать корни.

Задача 13.

Уравнение смешанного типа. Если делаете замену показательной функции, то не забывайте, что она всегда положительная.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь решать показательные уравнения;
  3. уметь пользоваться свойствами степени;
  4. уметь производить замену переменной;
  5. уметь пользоваться формулами приведения и/или знать формулы суммы или разности тригонометрических функций;
  6. уметь отбирать корни.

Задача 14.

Уравнение смешанного типа. Не забываем, что знаменатель не должен быть равен нулю, а выражение под знаком квадратного корня должно быть не отрицательным.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться свойствами степени;
  3. уметь решать показательные уравнения;
  4. не забывать отбрасывать те решения уравнения, в которых знаменатель равен нулю или выражение под знаком квадратного корня отрицательно;
  5. уметь отбирать корни.

Задача 15.

Уравнение смешанного типа. Не забываем, что знаменатель не должен быть равен нулю, аргумент у логарифма должен быть положительным, если в уравнении есть тангенс, то косинус должен быть отличен от нуля (аналогично для котангенса и синуса).

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь пользоваться свойствами степени;
  3. уметь решать логарифмические уравнения;
  4. не забывать отбрасывать те решения уравнения, в которых знаменатель равен нулю, аргумент у логарифма должен быть положительным, если в уравнении есть тангенс, то косинус должен быть отличен от нуля;
  5. уметь отбирать корни.

Задача 16.

Уравнение смешанного типа. Уравнение содержит логарифм, поэтому нужно найти значения переменной х, при которых основание и аргумент логарифма положительны, а также основание отлично от единицы.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие тригонометрические уравнения (sin x=a, cos x=a, tg x=a, ctg x=a);
  2. уметь решать логарифмические уравнения;
  3. не забывать отбрасывать те решения уравнения, при которых логарифм не определен;
  4. уметь отбирать корни.

Показательные и логарифмические уравнения

Задача 1.

Решение логарифмического уравнения.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие логарифмические уравнения;
  2. уметь производить замену переменной;
  3. отбирать корни с "логарифмами".

Задача 2.

Решение логарифмического уравнения.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие логарифмические уравнения;
  2. знать свойства логарифмов;
  3. отбирать корни с "логарифмами".

Задача 3.

Решение однородного показательного уравнения.

Для решения данного уравнения нужно обладать следующими навыками:

  1. уметь решать простейшие показательные уравнения;
  2. уметь решать однородные уравнение;
  3. уметь производить замену переменной;
  4. знать свойства степени;
  5. отбирать корни с "логарифмами".