Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 8) Тайная Вечеря. Омовение ног-2. Часть 2.

Скульптура. Даллас. США. Фото из открытых источников.
Скульптура. Даллас. США. Фото из открытых источников.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжим рассказ о Тайной Вечери: как именно проходило омовение ног.

...На сей раз Сын Божий перестал церемониться и, наконец, указал Петру на опасность самодовольства, скрывающегося под маской ложного смирения. «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин.13:8). Многое скрывалось в этой краткой фразе. Не одного Симона — всех Своих сторонников Он предупредил: если хочешь быть Моим, оставь и самонадеянность, и самоуничижение. Мои последователи должны принимать Мою волю, даже если они совсем не понимают ее, даже когда она с виду противоречит их собственным представлениям обо Мне.

Спокойная решительная отповедь изменила направление мыслей Кифы. Как?! Не буду больше иметь дела с Учителем! Сохрани Яхве! Он настолько расстроился, что впал в противоположную крайность: стал просить даже больше того, что ему предлагалось.

«Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты...» (Ин.13:9-10).

Присутствовавшие уразумели: Кифа еще раз должен подчиниться тому, чего хочет Учитель, не по своему измышлению, а по указанию Помазанника. Полного омывания не требуется. Очищение, позволяющее общаться с Мессией, уже было совершено, Симон уже омыт в купели возрождения. Отныне долженствует только постоянно очищаться от меньшей нечистоты, все вновь и вновь прилипающей к потомку Адама. Ноги, загрязняемые пристающею пылью ежедневных грехов, нужно очищать ежедневным омовением; сердце и существо человека уже омыты, очищены, освящены.

Пока ученики обдумывали Его слова, Спаситель сделал паузу. Обтерев стопы Петра, Он пригласил к микве Иуду, глянул ему в глаза и закончил фразу: «...Но не все» (Ин.13:10). Поставил запыленные ноги Искариота в ванночку и начал мыть их Своими руками. Иуда был бы на верху блаженства от счастья и гордости (Сам Сын Божий служит ему, будто раб!), если бы не находился на самом дне пропасти отчаяния. Ибо догадался: «...Знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин.13:11).

Поцелуй Иуды. Картина взята из открытых источников.
Поцелуй Иуды. Картина взята из открытых источников.

Искариот наслаждался прикосновением к себе этих милостивых и любящих рук; был омыт освежающей влагой; видел, как священная глава склонялась к его ногам, загрязненным после похода в логово первосвященника Каиафы. Принесло ли очищение и ему, как остальным апостолам, омывание сие? Проказа, разъедавшая сердце Иуды, не исцелилась от чудодейственного прикосновения Спасителя. И все же Сын Человеческий оставил ему надежду: ведь не отказался же Он совершить над изменником священный обряд очищения.

Собратья по Дюжине хоть и заметили это грустное исключение — «но не все», не совсем верно его оценили. Совесть каждого из них запятнывало нечто темное, пусть и в малой мере, а потому над всеми равно тяготело скорбное тайное недоумение: не тебя ли имел в виду Помазанник?

Тем временем Христос, омыв всем ноги, оделся и повел Свою паству из полуподвала, где проходил обряд, в верхнюю горницу. «И когда настал час, возлег, и двенадцать — с Ним» (Лк.22:14).

Укажем последнюю деталь: перед трапезой, так как наступил вечер, все прочли вечернюю молитву Маарив. Как и утренняя Тахирит, она составлялась из нескольких молитв, главной из которых была Шма. Давайте прослушаем небольшую ее часть.

Молитва и текст Шма Маарив

«Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Один!(шепотом:) Благословенно славное Имя царства Его во веки веков!Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем существом твоим. Да будут в сердце твоем слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня. И повторяй их детям твоим, и произноси их, сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. Повяжи их знаком на руку твою, и да будут они украшением над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Помолившись, они, как бы мы сказали сейчас, «включили освещение», так как уже потемнело. В I веке использовались три вида светильников.

Факелы — их применяли на открытом воздухе или в подземельях, иногда — во дворцах, очень редко — в домах, так как существовала большая опасность пожара.

Один и видов древнего факела, реконструкция. Фото из открытых источников.
Один и видов древнего факела, реконструкция. Фото из открытых источников.

Первые свечи начали делать в Шумере и древнем Египте из животного жира и тростника. Царь Соломон в Х веке до н. э. после постройки первого Храма поставил десять подсвечников, чтобы осветить северную и южную части здания. Светильники представляли из себя небольшие контейнеры с жидким горючим раствором (животный жир, масло), куда опускался фитиль.

Свечи той формы, которые мы сейчас используем, изобрели римляне: макали скрученный папирус в животный жир, дешевый и легко доступный. Они экспортировались в соседние страны. Еще до завоевания Римом во II веке до н. э. в Иудее во время религиозных церемоний праздника Ханука их уже применяли. Восковые свечи появились лишь в 15 столетии во Франции. Евреи использовали в основном бараний и говяжий жир. Свиней — основного источника жира — они не заводили: нечистые животные.

Масляные лампы — основной домашний светильник. Древние образцы показаны на фото ниже. Сделаны они из обожжённой глины. В них заливалось, скорее всего, пальмовое масло, оливковое использовалось для еды. Наверное, они так же освещали утварь, стоявшую и лежавшую на столе в Сионской Горнице, как на фото внизу. Какую именно и какая еда в ней находилась, узнаем в следующих выпусках.

Масляные лампы древнего Израиля. The Lion Handbook to the Bible. England 1973
Масляные лампы древнего Израиля. The Lion Handbook to the Bible. England 1973

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk/

Продолжение следует

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.