Продолжим рассказ о Тайной Вечери: как именно проходило омовение ног.
...На сей раз Сын Божий перестал церемониться и, наконец, указал Петру на опасность самодовольства, скрывающегося под маской ложного смирения. «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин.13:8). Многое скрывалось в этой краткой фразе. Не одного Симона — всех Своих сторонников Он предупредил: если хочешь быть Моим, оставь и самонадеянность, и самоуничижение. Мои последователи должны принимать Мою волю, даже если они совсем не понимают ее, даже когда она с виду противоречит их собственным представлениям обо Мне.
Спокойная решительная отповедь изменила направление мыслей Кифы. Как?! Не буду больше иметь дела с Учителем! Сохрани Яхве! Он настолько расстроился, что впал в противоположную крайность: стал просить даже больше того, что ему предлагалось.
«Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты...» (Ин.13:9-10).
Присутствовавшие уразумели: Кифа еще раз должен подчиниться тому, чего хочет Учитель, не по своему измышлению, а по указанию Помазанника. Полного омывания не требуется. Очищение, позволяющее общаться с Мессией, уже было совершено, Симон уже омыт в купели возрождения. Отныне долженствует только постоянно очищаться от меньшей нечистоты, все вновь и вновь прилипающей к потомку Адама. Ноги, загрязняемые пристающею пылью ежедневных грехов, нужно очищать ежедневным омовением; сердце и существо человека уже омыты, очищены, освящены.
Пока ученики обдумывали Его слова, Спаситель сделал паузу. Обтерев стопы Петра, Он пригласил к микве Иуду, глянул ему в глаза и закончил фразу: «...Но не все» (Ин.13:10). Поставил запыленные ноги Искариота в ванночку и начал мыть их Своими руками. Иуда был бы на верху блаженства от счастья и гордости (Сам Сын Божий служит ему, будто раб!), если бы не находился на самом дне пропасти отчаяния. Ибо догадался: «...Знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин.13:11).
Искариот наслаждался прикосновением к себе этих милостивых и любящих рук; был омыт освежающей влагой; видел, как священная глава склонялась к его ногам, загрязненным после похода в логово первосвященника Каиафы. Принесло ли очищение и ему, как остальным апостолам, омывание сие? Проказа, разъедавшая сердце Иуды, не исцелилась от чудодейственного прикосновения Спасителя. И все же Сын Человеческий оставил ему надежду: ведь не отказался же Он совершить над изменником священный обряд очищения.
Собратья по Дюжине хоть и заметили это грустное исключение — «но не все», не совсем верно его оценили. Совесть каждого из них запятнывало нечто темное, пусть и в малой мере, а потому над всеми равно тяготело скорбное тайное недоумение: не тебя ли имел в виду Помазанник?
Тем временем Христос, омыв всем ноги, оделся и повел Свою паству из полуподвала, где проходил обряд, в верхнюю горницу. «И когда настал час, возлег, и двенадцать — с Ним» (Лк.22:14).
Укажем последнюю деталь: перед трапезой, так как наступил вечер, все прочли вечернюю молитву Маарив. Как и утренняя Тахирит, она составлялась из нескольких молитв, главной из которых была Шма. Давайте прослушаем небольшую ее часть.
Молитва и текст Шма Маарив
«Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Один!(шепотом:) Благословенно славное Имя царства Его во веки веков!Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем существом твоим. Да будут в сердце твоем слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня. И повторяй их детям твоим, и произноси их, сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. Повяжи их знаком на руку твою, и да будут они украшением над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
Помолившись, они, как бы мы сказали сейчас, «включили освещение», так как уже потемнело. В I веке использовались три вида светильников.
Факелы — их применяли на открытом воздухе или в подземельях, иногда — во дворцах, очень редко — в домах, так как существовала большая опасность пожара.
Первые свечи начали делать в Шумере и древнем Египте из животного жира и тростника. Царь Соломон в Х веке до н. э. после постройки первого Храма поставил десять подсвечников, чтобы осветить северную и южную части здания. Светильники представляли из себя небольшие контейнеры с жидким горючим раствором (животный жир, масло), куда опускался фитиль.
Свечи той формы, которые мы сейчас используем, изобрели римляне: макали скрученный папирус в животный жир, дешевый и легко доступный. Они экспортировались в соседние страны. Еще до завоевания Римом во II веке до н. э. в Иудее во время религиозных церемоний праздника Ханука их уже применяли. Восковые свечи появились лишь в 15 столетии во Франции. Евреи использовали в основном бараний и говяжий жир. Свиней — основного источника жира — они не заводили: нечистые животные.
Масляные лампы — основной домашний светильник. Древние образцы показаны на фото ниже. Сделаны они из обожжённой глины. В них заливалось, скорее всего, пальмовое масло, оливковое использовалось для еды. Наверное, они так же освещали утварь, стоявшую и лежавшую на столе в Сионской Горнице, как на фото внизу. Какую именно и какая еда в ней находилась, узнаем в следующих выпусках.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk/
Продолжение следует
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.