Найти в Дзене

Без паники! Почему нельзя поддаваться на уловки дезинформации

Я стараюсь никаким образом не касаться в своих постах и видео темы политики, потому что, во-первых, материалов на эту тему хватает и без меня, во-вторых, потому что не хочу влезать ни в какие споры и ссоры по этому поводу, и, в-третьих, я не специализируюсь на данной тематике. Моя сфера – это экономика в целом и товарный бизнес в частности, о них я и рассказываю.

Но, увы, полностью отгородиться от происходящего не получается: мне присылают большое количество вопросов, вызванных беспокойством на фоне потока негатива и тяжелых новостей. Поэтому сегодня я предлагаю поговорить про фейки и дезинформацию в экономическом плане.

Почему в сложившейся ситуации дезинформация оказывает на нас такое сильное влияние? Ведь обычно каждый из нас может похвастаться способностью критически мыслить, анализировать происходящее, отличать «страшилки» от реальности и оставаться хотя бы относительно спокойным. Но сейчас делать это почему-то оказалось сложнее. Думаю, что это связано в основном с тем, что ситуаций, подобных нынешней, в мире не было очень давно, да и те, что были, все-таки во многом отличались. У нас просто нет подобного опыта и оттого не на что опереться в своих рассуждениях по поводу того, что же теперь будет с большой страной и ее валютой в этой обстановке.

А какой опыт у нас был и пугает многих до сих пор? Угадать не сложно – это опыт дефолта. Именно поэтому самое большое беспокойство, пожалуй, было вызвано слухами о его угрозе.

-2

Мне не хотелось бы разворачивать здесь многостраничное рассуждение с цифрами и графиками, поэтому скажу очень кратко, упрощенно и округленно. У России есть 800 млрд. долларов, а долгов – на 100 млрд. долларов. В Европе арестовали 300 млрд., осталось 500. Т.е. уже в разы больше долга. Плюс, срок окончательного закрытия по этому долгу в 2047 году. Дефолт был бы, если бы долг был очень большой, и нам нечем было бы платить. А нам есть чем платить, и есть, у кого занять. Например, есть такие прекрасные ребята в Китае, которые с удовольствием дадут нам взаймы, чего, надеюсь, вообще не понадобится.

Поэтому не бойтесь, что рублю придет конец. Тем более, что 17 марта Минфин уже сообщил о том, что платежное поручение по внешнему долгу страны в долларах исполнено. Т.е. у страны не просто есть возможность расплатиться с долгами – она с ними расплатилась по графику.

-3

Еще один блок дезинформации – это разного рода страшилки о том, что у нас теперь все заблокировано и потому все полетит в бездну какую-то. И здесь главное даже не в том, что на самом деле далеко не все перечисленные компании приостановили или вовсе прекратили деятельность в России, а в том, что нам, якобы, нечем будет заменить их товары и услуги и на наш рынок они теперь не вернутся в обозримом будущем.

Мне присылали друзья прямо целые списки, и я интереса ради проходил и проверял все прямо по пунктам. Сейчас как раз расскажу об этом опыте, чтобы вы понимали, насколько это не страшно. Например, Pornhub – открывается, работает. Adobe – спокойно открыл Photoshop, лицензия продлевается без проблем, все работает, обновления есть. Microsoft – да, что-то они убрали, но при этом обеспечение все оставили, Windows работает, новые ОС с дисков продаются. И продолжать перечислять можно долго, но, думаю, основную мысль вы уже поняли.

Но не буду вводить вас в заблуждение, кое-какие ограничения, связанные с цифровой сферой, коснулись меня и доставили пару минут беспокойства. Я не могу теперь в Steam оплатить игры (а для меня нервы успокаивать в играх – самое то, а вот тут раз, и в PlayStation оплаты не проходят). Но это не особая-то и проблема, потому что есть у нас есть и другие прекрасные игры, и прекрасные торренты, про которые все знают, но в приличном обществе не упоминают.

-4

Но давайте теперь отвлечемся от цифровых технологий и поговорим о товарах как таковых. По поводу закрытия крупных компаний, таких, как например, Порше, Мерседес, Фольксваген могу сказать только то, что не стоит думать, будто они ушли с нашего рынка надолго и, тем более, навсегда. Чтобы это понять, достаточно просто разобраться в базовых причинах их ухода.

Здесь сразу оговорюсь, что это мое личное мнение, сформированное на основе опыта инвестирования и изучения экономик разных стран.

Итак, каковы же причины? Официально: поддержка санкций, принципиальная позиция, поддержка демократии, мира во всем мире и так далее тому подобное. Неофициально: страшно остаться без денег. Их можно понять, ведь сейчас существует большая вероятность того, что ни одна из этих компаний просто не сможет вывести прибыли от продаж в России. А если и каким-то образом получится забрать прибыль, можно ли будет назвать ее таковой после конвертации валют с учетом скачков курса рубля? Как видите, рисков полно, а рисковать никто не хочет. Кроме того, таким способом эти компании получают репутационные выгоды в виде общественного одобрения, ведь, как мы уже знаем, официально ими озвучиваются очень благовидные предлоги ухода с российского рынка.

При этом, обратите внимание, ушли далеко не все компании, даже западные. Многие просто перестали вкладываться в маркетинг и рекламу, при этом производства на территории России продолжают функционировать. Кстати, именно с размещенными в России предприятиями и прочим имуществом связаны другие опасения западных компаний: есть риск того, что в ответ на арест 300 российских миллиардов в Европе, наше правительство может сказать: «Ладно, тогда мы заберем все ваше, что у нас хранится». Пока что это просто опасения, но, так или иначе, они существуют. При этом компании из стран, не зависящих от США и Европы, остались на российском рынке. Просто потому, что они знают – никто их не тронет и прибыли свои они смогут вывести спокойно.

В связи с этим напрашивается один вывод: как только западные компании получат добро на возвращение в Россию, они вернутся. Как только стабилизируется курс валюты и возобновят бесперебойную работу банковские системы, связывающие Россию с западом, торговать здесь снова станет безопасно и выгодно. Поэтому не стоит опасаться того, что мы никогда больше не увидим любимые бренды на российских прилавках.

Но пока их нет, стоит обратить внимание на отечественные товары и товары компаний, которые по-прежнему активно ведут бизнес с нашей страной. Их продукция послужит прекрасной альтернативой ушедшим с рынка брендам. Кроме того, для многих компаний, которых раньше затмевали западные бренды, эта ситуация – отличный шанс проявить себя и завоевать лояльность потребителей.

-5

В заключение хочу напомнить вам, что большинство войн в современном мире ведется в информационном пространстве. И главное оружие в них – это дезинформация. Защититься от нее можно только с помощью критического мышления и жесткой фильтрации «входящих сообщений». Помните: если какая-то новость шокировала вас и повергла в стресс, велика вероятность, что это именно фейк. Забудьте о ней на полдня, на день, вместо того, чтобы сразу начинать переживать. А потом уже поищите дополнительную информацию. Скорей всего, вы найдете массу опровержений и поймете, что тот, кто постит такие фейки, просто хотел повысить ваш уровень тревожности, вызвать панику и заставить вас совершать необдуманные поступки. Не поддавайтесь на провокации и берегите себя!

С уважением, Александр Федяев