Сегодня уже мало кто помнит о простом курсанте Павле Васильевиче Шкляруке, который волею судьбы и неблагоприятных стечений обстоятельств совершил подвиг. Подвиг, совершенный им, произошел ни в дни войны, ни в дни какого-то страшного бедствия, а в обычный простой день, ставший для курсанта последним.
Одессит Павел Шклярук буквально болел небом, в хорошем смысле этого слова. Был у него разряд по планерному спорту, множество прыжков с парашютом, а потом он и вовсе поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны. Когда закончился 4 семестр, всех курсантов распределили по полкам, а конкретно Шклярук попал в Саратов. Там он и принял участие в учебных полетах.
Полет курсанта Павла Шклярука состоялся 6 июня 1966 года. Сперва все было нормально - на самолете Аэро Л-29 "Дельфин" он поднялся в воздух. Однако уже вскоре, на высоте 300 метров, он доложил на землю об отказе двигателя. Машина стремительно теряла высоту и скорость, двигаясь по направлению к поселку Увек. Прямо по курсу был большой ж/д мост через реку Волгу, по которому практически безостановочно курсировали тяжелые грузовые составы. Там же, посередь поселка, была огромная перевалочная нефтебаза. В общем, в том районе был крупный транспортный узел. Падение самолета на него привело бы к масштабной катастрофе, нет сомнений в том, что все эти огромные цистерны с нефтью рванули бы и просто стерли бы поселок Увек с лица земли.
Павел Шклярук запросил у земли посадку на Волгу, на что было получено разрешение. При правильном приводнении он все могло закончиться благополучно, и курсант уже начал осуществлять задуманный маневр. К сожалению, в какой-то момент из-за поворота реки, на которую летчик уже почти сел, внезапно вышел большой пассажирский многопалубный теплоход. Он оказался прямо по курсу самолета и столкновения избежать было невозможно.
В последний момент Шклярук дернул штурвал и как бы "перевалил" через теплоход, едва не задев его. Однако впереди, практически перед самым носом, оказался тот самый железнодорожный мост и большая нефтебаза. Летчик понимал, что если он не предпримет срочные меры, то вскоре самолет врежется в одну из цистерн, или в мост, где в это время шел очередной состав с бочками. Он попал в ловушку страшных обстоятельств, и было лишь два пути: либо самому уйти под воду, либо врезаться и забрать с собой на тот свет весь поселок и работников базы. Шклярук выбрал первое. Он резко наклонил рукоять штурвала и его машина под большим углом ушла под воду. Случилось это в самом центре поселка.
Водолазы смогли отыскать только крылья Л-29. Ни самого пилота, ни остальных частей самолета найти не удалось - их забрала великая река Волга. Храброго летчика посмертно наградили орденом Красной Звезды.
То, что я так долго описывал, на самом деле произошло мгновенно. Весь полет длился всего 24 секунды. За это время множество обстоятельств сложились настолько неудачным образом, что просто диву даешься, как же порой складывается судьба, и как страшно оказаться в безвыходной ситуации. Хотя...у шклярука был выбор. Он мог катапультироваться сразу же, находясь еще на высоте. Но он не бросил машину, потому что понимал, что внизу, на пляжах у реки, на ж/д мосту, в домах, на нефтебазе - везде там простые люди, которых ждут дома.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.