Найти тему

Жестокие подростки. Что делать родителям?

Стабильность и жизнеспособность государства во многом определяется нравственным и духовным уровнями его населения, например отношением к слабым: инвалидам, старикам, детям и животным.

В последнее время социальные сети пестрят фотографиями замученных животных и других проявлений детской жестокости. Избиения слабого одноклассника, жестокие драки, снятые на телефон, оскорбления и унижения пожилых людей и даже убийства стали совершаться совсем молодыми ребятами. Откуда в подростках столько агрессии и ненависти? Что движет ребенком во время совершения страшного деяния? А ведь часто эти ребята даже не достигли 14 – летнего возраста!

Давайте попробуем разобраться вместе, почему так происходит и что с этим делать?

Одним из самых сложных психологических этапов развития личности является подростковый период. У ребенка  уже есть свое мнение и интересы, но он еще нуждается в заботе и поддержке  взрослых.

С психологической точки зрения, жестокость подростков это форма протеста против невнимания к себе. То есть одной из причин  жесткого поведения ребенка является ощущения себя  не нужным, что причиняет ему внутреннюю боль и страдания. И в последствии «отверженный ребенок» выражает свою боль через агрессию на более слабых и беззащитных.

-2

Как правило, жестокие дети - это  "запущенные"дети. В школе повесили ярлык "трудный ребенок",  "группа риска", поставили на учет в отдел по делам несовершеннолетних, в комиссию по делам несовершеннолетних и уже всем понятно "Ничего хорошего с него не выйдет", "По нему тюрьма плачет", "Вся педагогическая  работа с ним бесполезна" и так далее.

Безусловно, огромное влияние на детей имеет семья. Ребенок учится жизни на примере семьи, как родители решают между собой спорные вопросы, как родитель  заявляет о себе и добивается желаемого. Если ребенок растет в атмосфере насилия и жестокости, то сложно от него требовать доброты по отношению к другим.

Часто подросток, который проявляет жестокость, подвергался жестокому обращению сам, терпел оскорбления, физические наказания, сексуальное домогательство, пренебрежение к своим потребностям.

Жестокость порождает жестокость.

Конечно, жестокие подростки не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. В своей практике я встречала случаи, когда в семье вообще не проявляли злость, агрессию, а ребенок рос маленьким монстром.

Однажды работая в школе, я вышла во двор, чтобы пообщаться с одним из, так называемых, «трудных подростков», который регулярно пропускал уроки и держал в страхе половину школы. Саша Голубенко сидел на лавочке, неохотно отвечал на мои вопросы и все это время хладнокровно отрубал лапы ящерицам, которых доставал из кармана. Мимика не выражала ничего, как будто маска на лице. В свои 13 лет он состоял на учете везде, где только можно состоять и сильно этим гордился. Сразу хочется рассказать длинную историю о жестоких родителях и семейном насилии. НО нет! Семья хорошая. Мама педагог, добрейшая женщина, уважает его как личность, соблюдает личные границы, пытается социализировать и т. д.

В 2011 году Саша был осужден за то, что нанес множественные ножевые ранения человеку.

В чем же дело? Что не так с Сашей?

Дело в том, что Саша не совсем понимает разницу между живым и неживым.

Есть прекрасный психологический тест - вопрос, который звучит так: какая разница между птицей и самолетом? Так вот, некоторые люди отмечают множество различий (больше крылья, меньше шумит, выше летает) но не выделяют основное различие: самолет не живой, а птица живая. Вот и Саша этих различий не видел, не так остро чувствовал чужую боль или страдания, не совсем понимал, что ящерице больно и у нее есть детки. Такой симптом называется эмоциональным притуплением. Можно ли по одной птице и самолету ставить человеку неутешительный диагноз? Как сказал профессор – психиатр из известного романа «Мастер и Маргарита», - «…Ну, главным образом Понтий Пилат, но и кальсоны тоже…». Дело в том, что эмоциональное притупление (охлаждение) является одним из диагностических критериев психического расстройства.

По данным института Сербского, более 85% маньяков прежде, чем убивать людей, истязали животных. Слова психиатров наглядно подтверждают и факты биографии самых жестоких маньяков. Над собаками и кошками издевался известный маньяк Анатолий Сливко, перед тем, как убивать людей, занялся выращиванием кроликов, чтобы затем их убивать и разделывать. Серийный убийца Василий Кулик любил вешать кошек. Людоед Михаил Малышев сначала занимался тем, что убивал и съедал домашних животных.

По мнению руководителя Центра правовой и психологической помощи Михаила Виноградова, - «…Убийство животного – это уже диагноз. Нормальный человек осознанно этого никогда не сделает. Убийцам четвероногих ставят один из трех диагнозов: органические поражения головного мозга, тяжелая форма психопатии или шизофрения. Четвертого не дано. Их нужно лечить в принудительном порядке. Даже после выхода из специализированной больницы, они всю жизнь должны наблюдаться у психиатра. Но для этого нужно внести соответствующие изменения в законодательство, а оно у нас слишком мягкое не только в области жестокого обращения с животными, но и в сфере психиатрии…».

Многие из садистов-живодёров являются не просто психически больными людьми, испытывающими тягу к смерти и чужим мучениям, а лицами, придерживающимся крайне правых экстремистских взглядов. Так, молодым неонацистом из Петербурга в Интернете были выложены фотографии, где этот наследник идей Адольфа Гитлера позирует с фашистским флагом и отрезает головы щенкам. 
Что ж, ничего удивительного в этом нет: убийства животных — «хорошее» упражнение для тех, кто собирается выходить на охоту на людей. Когда во времена недоброй памяти Третьего Рейха в ряды "СС" вступал новый адепт, он должен был пройти особое испытание: ему давали кошку или собаку, которой тот был должен выколоть глаза, свернуть шею или сделать ещё что-нибудь в этом роде. За происходящим внимательно наблюдал штурмфюрер. Если испытуемый «достойно» проходил омерзительный экзамен, это означало его готовность к издевательствам над людьми. 
Прошедшие подобную инициацию нацисты заживо сжигали жителей славянских сёл и деревень, охраняли лагеря смерти Освенцим, Треблинка, Дахау и другие. Вид истощённых, умирающих от голода и непосильного труда людей не вызывал и не мог вызвать у ССовцев ни малейшего сочувствия: хладнокровные убийцы животных автоматически становились такими же хладнокровными человекоубийцами, для которых обречённые на убиение люди были всего лишь расходным материалом.

Таким образом, мы видим, что грань между убийцей животных и убийцей людей весьма зыбкая, фактически её нет.

Так как же отличить детскую незрелость и ошибку поведения от  психической патологии, представляющую потенциальную опасность для окружающих?

По каким признакам мы отличим одно от другого?

  1. Повторяемость. То есть когда эпизод проявления жестокости не единичный, когда можно говорить не о случайности, а о закономерности.
  2. Невозможность коррекции. Педагоги описывают это как «Устойчивость к педагогическому воздействию». То есть результат применения всех известных воспитательных методик – «Как о стену горох».
  3. Неадекватность поступков. Когда жестокость невозможно логически вывести из окружающей ситуации, либо сила, с которой она проявляется, очень несоразмерна ей.
  4. Отсутствие мотива жестоких поступков. Ситуация, когда собственный побуждающий мотив либо отсутствует вовсе, либо он скрытый, понятный только ему одному.
  5. Сопутствующие признаки нарушения психической деятельности. Нарушение связи с социально средой, замкнутость, особая неординарность поведения, алогичность.
  6. Умственная отсталость. Не всегда сопровождается жестокостью. Часто дебилы и имбецилы тихие, ласковые и послушные, но если уж одно сочетается с другим — то это очень опасное сочетание. В том числе и потому, что объяснить такому ребёнку, что жестокость - это плохо, просто невозможно.
  7. Формирующееся расстройство личности. Тут могут быть нюансы и оттенки, характерные для разных типов этих самых расстройств.

Так что же, каждый человек с психической патологией - это будущий убийца? Не всегда, но такой набор симптомов является пороховой бочкой, которая может "рвануть" от любой искры. А уж спусковых ситуаций в социуме более чем достаточно.

Что делать? Как вести себя педагогам и родителям?

В обоих случаях трудно разобраться в ситуации самостоятельно. И не возможно  без специалиста оказать профессиональную помощь. А какой специалист необходим в каждом конкретном случае, можно выяснить только после подробного психологического исследования.

Если Вы выявили у ребенка вышеперечисленные симптомы, то необходимо срочно обратиться к клиническому психологу и провести диагностику, после чего будут подобраны необходимые виды помощи, при необходимости привлечены смежные специалисты.

В подобных случаях дорог каждый день. Ведь чем раньше начать нужную работу с ребенком, тем больше шансов сохранить его личность и способность в будущем адаптироваться социально.

Продолжение следует в следующей публикации, в которой будет подробно описан алгоритм действий школьного психолога в случае выявления патологических симптомов у ребенка. Взаимодействие с Отделом полиции по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних, участковой психиатрической службой и органами опеки.

Болдова Ольга Ивановна — Психолог, Супервизор, Нейропсихолог Судебный эксперт