4,7K подписчиков

Почему внезапно затроил карбюраторный двигатель?

3,6K прочитали
Засорение топливного жиклера СХХ карбюратора Солекс приводит к неисправности "троит двигатель автомобиля"
Засорение топливного жиклера СХХ карбюратора Солекс приводит к неисправности "троит двигатель автомобиля"

В большинстве случаев карбюраторный двигатель автомобиля даже в более или менее исправном состоянии подтраивает на холостом ходу. Это не является неисправностью, так как его солидный пробег и связанные с ним увеличенные зазоры в трущихся парах, движущихся деталях разных систем, отложения в топливной системе и пр, не дадут ему продемонстрировать идеальный холостой ход.

В этой статье мы не будем разбираться почему он так подтраивает, а более подробно остановимся на рассмотрении причин проблемы, когда двигатель до определенного момента более-менее устойчиво работал на холостом ходу, а потом вдруг внезапно стал троить (работать с перебоями, по ощущениям как будто на трех цилиндрах). При чем ощутимо так троить, а не просто подергиваться.

Перечислим основные причины этой неисправности в виде списка с разбивкой по системам и механизмам двигателя. В качестве примера возьмем карбюраторный двигатель 21083 (1,5 л, карбюратор Солекс 21083-1107010) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 так как его конструкция, принцип действия и неисправности аналогичны большинству двигателей автомобилей ВАЗ и не только.

Почему внезапно затроил карбюраторный двигатель автомобиля?

1. Перестал нормально работать карбюратор.

Карбюратор приготавливает топливную смесь определенного состава для каждого режима работы двигателя. Что бы внезапно нарушить его работу нужно либо затруднить подачу воздуха для этой смеси, либо сократить поступление бензина. На холостом ходу, когда воздушная заслонка карбюратора полностью открыта, а дроссельные заслонки закрыты подача топлива в двигатель происходит через систему холостого хода (СХХ). В ней есть воздушный жиклер, отвечающий за подачу воздуха, есть и топливный, расположенный в наконечнике электромагнитного клапана (ЭМК).

Чаще всего проблемы, приводящие к внезапному нарушению работы СХХ и троению двигателя, кроются в топливном жиклере. Принесенная потоком бензина частичка грязи или кусок ила из бензобака, сужает просвет отверстия в топливном жиклере, что вызывает перебои в топливоподаче. Двигатель внезапно начинает троить. См. фото в начале статьи.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если грязь внезапно забила топливный жиклер ГДС первой камеры карбюратора. Так как бензин в систему холостого хода поступает через него.

Если вдруг двигатель начал троить, когда воздушная заслонка прикрыта и (или) нажата педаль газа, то скорее всего в карбюраторе засорились топливные, либо воздушные жиклеры главных дозирующих систем (ГДС). Так же возможна внезапная разгерметизация игольчатого запорного клапана поплавковой камеры. Часто по причине попадания в него загрязнения.

Либо по каким-то причинам появился подсос постороннего воздуха в карбюратор.

2. Появились перебои с подачей бензина через систему питания двигателя.

Чаще всего, такие перебои, в результате которых бензин перестает поступать в двигатель в нужном объеме случаются опять же по причине засорения фильтров системы питания. Виновником внезапного отказа системы питания может быть сетчатый фильтр на трубке заборника топлива в бензобаке.

Сетчатый топливный фильтр на топливозаборнике в бензобаке
Сетчатый топливный фильтр на топливозаборнике в бензобаке

Он работает в условиях, когда все отложения и весь ил со дна бензобака пытаются пройти через него. И в какой-то момент его загрязнение может стать критическим.

3. Неисправна сливная магистраль (обратка) системы питания.

При выходе из строя обратного клапана сливная магистраль от карбюратора в бензобак перестает нормально функционировать, возрастает давление топлива на игольчатый клапан, он начинает его пропускать в поплавковую камеру, уровень в ней поднимается, вызывая попадание лишнего топлива через систему ГДС карбюратора в двигатель. Топливная смесь сильно обогащается. Как следствие залив свечей зажигания и перебои в работе двигателя на разных режимах в том числе и на холостом ходу.

"Обратка" о обратный клапан в системе питания двигателя 21083
"Обратка" о обратный клапан в системе питания двигателя 21083

4. Внезапно отказала система зажигания двигателя.

Причинами внезапного отказа системы зажигания при которой двигатель автомобиля может внезапно затроить чаще всего являются свечи зажигания и трамблер (распределитель зажигания). В трамблере "пробивает" бегунок и ток высокого напряжения уходит на "массу" снижая силу искры на электродах свечей. Поджиг и горение топливной смеси в цилиндрах ухудшается, двигатель начинает работать с перебоями - троить. Такая работа может сопровождаться хлопками в глушитель (пропуски зажигания).

5. Сбились установочные метки на коленчатом и распределительном валах двигателя.

В редких случаях может на зуб-другой перескочить ремень привода ГРМ или ослабнуть крепление натяжного ролика. При этом сбиваются установочные метки (смещаются фазы газораспределения) и изменяется положение коленчатого и распределительного валов относительно друг друга. Помимо того, что двигатель начинает внезапно троить на холостом ходу, сразу же ухудшается его запуск. Все из-за нарушения условий сгорания топливной смеси которая происходит при смещении фаз - момента зажигания, своевременной вентиляции камер сгорания, их наполнения смесью и пр.

Проверяем натяжение ремня привода ГРМ для предотвращения его возможного перескакивания
Проверяем натяжение ремня привода ГРМ для предотвращения его возможного перескакивания

6. Прогорел один из клапанов в клапанном механизме двигателя автомобиля.

К сожалению качество применяемого топлива, работа двигателя с детонацией или с постоянным перегревом могут привести к разрушению тарелки клапана или ее седла в головке. Один цилиндр перестанет работать. Двигатель внезапно затроит.

Таким образом мы перечислили несколько наиболее "ходовых" причин неисправности "почему внезапно затроил карбюраторный двигатель автомобиля". Помимо них встречаются и другие причины, некоторые лишь косвенно связанные с его работой (например пробуксовка сцепления или выход из строя выжимного). Это следует учитывать при диагностике проблемы.

Еще несколько причин работы двигателя с перебоями можно посмотреть на нашем сайте, в статье: "Почему не работает один цилиндр в двигателе автомобиля?".

Примечания и дополнения

Прежде чем начинать поиск причин неисправности "почему внезапно затроил карбюраторный двигатель" необходимо вспомнить какие ремонтные работы проводились на двигателе и его системах в последнее время и на что они могли повлиять. Возможно причина очевидна и лежит на поверхности. Например, при прочистке поплавковой камеры карбюратора мастер забыл в ней тряпку которой чистил. И двигатель внезапно сильно стал троить.

Так же необходимо провести визуальный осмотр подкапотного пространства автомобиля. Соскочивший провод, не до конца надетая фишка, перегнутый шланг и т.п. не дадут двигателю нормально работать, и отнимут время и силы автовладельца потраченные на поиск неисправности.