Монтессори-образование – это не только детские сады и начальная школа. Существует монтессори-программа для подростков старше 12 лет, также учитывающая потребности возраста и помогающая ребятам найти своё место в жизни и приобрести важные знания и навыки. И работает такая программа... на ферме!
Монтессори-образование направлено на самоактуализацию ребёнка в каждом возрасте, становление его субъектности. Ребёнок учится видеть и понимать взаимосвязи в мире, осознавать и анализировать потребности – свои и других членов экосистемы, и делать свой независимый выбор, действовать, основываясь на этой информации.
Монтессори верила, что образование должно быть не про оценки и классы, а про переход с одного уровня независимости на другой. Давайте посмотрим, как происходит это движение на разных ступенях монтессори-программы.
Младшие ступени –
группы Toddler (0-3) и Casa dei Bambini (3-6)
В возрасте до шести лет дети осваивают основные физические взаимосвязи в мире на сенсорном уровне, учатся принимать самые первые решения, видеть задачу и реализовывать её, наблюдая за получением первых самостоятельных результатов.
В тоддлер классе, например, это будет выглядеть так: ребёнок увидел пролитую воду – взял тряпку – вытер лужицу – увидел результат (сухой стол). Здесь и изучение физических свойств воды и тряпки, и причинно-следственных связей, и закрепление алгоритма задача-усилие-результат, и в конце концов ощущение собственной успешности, что крайне важно для формирования уверенности в себе (об этом, кстати, прекрасно пишет Алёна Соколова, ведущая групп Parent-Infant и Toddler в Sunrise Montessori School).
Чем старше становятся дети, тем сложнее уровень изучаемых взаимосвязей и выше потребность участия в социальной жизни.
В классах 3-6 к более сложным физическим взаимосвязям активно добавляются социальные, дети начинают изучать правила работы общества – пока в небольшом формате мини-групп или класса. Они учатся взаимодействовать с людьми, впервые пробуют совместно вырабатывать правила поведения, самостоятельно регулировать конфликты, учатся ссориться и восстанавливать мир, нащупывают свои роли в коллективе.
Средняя ступень –
классы Elementary (6-9 и 9-12)
Дети на ступени 6-12 (начальная монтессори-школа) погружаются в изучение социума уже с точки зрения исторической и экономической перспективы, актуального научного знания.
Ближе к возрасту 10-12 лет детям необходимо уже иметь пространство для самоактуализации в более широком контексте, чем школа, – они впервые начинают пробовать себя в непосредственном взаимодействии с внешним миром, исследуют возможности более широкой независимости.
Для этого в мире существуют так называемые монтессори-фермы – пространства, где подростки получают уникальную возможность наблюдать в динамике живые экосистемы, видеть биологические и хозяйственные взаимосвязи, более старшие ребята принимают участие в производственных и маркетинговых цепочках, изучают принципы работы рынка, и самое главное – имеют большой простор для генерации и внедрения своих идей и реализации креативного потенциала.
Почему именно ферма?
- На ферме, в отличие от школы, дети живут сами, без родителей. Это очень важный и новый для многих опыт бытовой самостоятельности. Здесь дети учатся бОльшей ответсвенности: на ферме живут живые существа, у каждого из которых есть потребности, которые нужно удовлетворять на постоянной основе, часто в соответствии с жёстким расписанием.
- Это также уникальный опыт длительного непосредственного наблюдения естественных процессов в экосистемах. Одно дело изучать строение и размножение покрытосеменных по картинкам в учебнике, и совсем другое – наблюдать развитие процесса своими глазами. Жизнь на ферме позволяет ребёнку понять, как устроен баланс в природе и как иногда легко бывает его нарушить, какое место в экосистеме занимает человек и насколько мы на самом деле зависимы от природы.
- Кроме того, на ферме оттачиваются навыки самоорганизации, потому что уровень поддержки со стороны взрослых снижается, а объём задач часто растёт – дети начинают лучше планировать, составлять расписания, вести учёт своего и общественного времени.
- Актуализация знаний по мнению современных исследователей образования, – один из важнейших фокусов современного образования. И монтессори-ферма прекрасно справляется с этой задачей, позволяя детям сочетать академические исследования с прикладными – в лаборатории, полях, сообществе.
- Старшие подростки на ферме начинают активно включаться в производственно-хозяйственную и экономическую жизнь фермы, изучают баланс спроса-предложения, маркетинг, ведение учёта. Это бесценный опыт реальной деятельности, который так важен ребёнку в этом возрасте и который так сложно в наше время подростку получить в городе!