В 1933 году пост секретаря Казахского крайкома партии занял Л.И. Мирзоян, ближайший соратник Сталина. Выяснилось, что его предшественник, товарищ Ф.Голощекин замалчивал масштабы проблем, списывая их на классовую революционную борьбу.
Мирзоян поехал по районам, много общался с людьми и воочию наблюдал, что происходит на деле. Оказалось, что классовая борьба тут совершенно не причем. А все дело в национальном укладе казахов, не приспособленных для трудовой деятельности под одну гребенку с жителями центральной России.
В феврале 1933 года Мирзоян писал Кагановичу:
"Я уезжал из Москвы будучи уверенным в том, что обстановка в Казахстане сложная, но то, что я увидел здесь, превзошло все мои ожидания..."
Казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни, а товарищ Голощекин требовал загонять всех в колхозы и обрабатывать землю. Скот при этом истреблялся. И уже к 1930 году в республике голодало около 150 тысяч человек. Ведь забитый скот ушел на мясозаготовки, а не все районы Казахстана были приспособлены к культивированию зерновых.
В 1931 году в Казахстане, в результате засухи, последовал неурожай и Голощекин обвинил в этом контрреволюцию и саботажников. Крайком винил в неудачах слабую советизацию на местах и классовую борьбу. А население было вынуждено голодать.
В 1932 году в Казахстане снова наступил неурожай, что привело к краху всей сельскохозяйственной системы Казахстана. Видя, что урожая не будет, казахские роды массово снялись с кишлаков и аулов и откочевали в южные регионы СССР, а также в западные провинции Китая. Голощекин пытался пресечь этот процесс с помощью милиции, но тщетно, казахи уходили, спасая последний скот.
В 1933 году миграция продолжалась, оставшиеся роды массово покидали свои земли и уходили в Китай. А ушедшие ранее на юг и в Китай, возвращались обратно. Выяснилось, что и в Китае свирепствовала засуха и с травой для скота было плохо. Поэтому кочевники доели последний свой скот, кое-как перезимовали и двинулись обратно.
Мирзоян - Сталину, Молотову, совершенно секретно, 29 марта 1933 года.
Положение с откочевниками становится исключительно тяжелым. По нашим данным, откочевниками затронут 71 район, из них 50 кочевых и полукочевых и 21 оседло-земледельческих районов. По всем областям снялись и двинулись в другие районы более 90 тысяч хозяйств, с общим количеством населения в 300.000 душ.
Кроме того, за последние 2 месяца усилился приток возвращающихся из Средней Азии откочевников. С наступлением тепла имеется угроза массового возвращения откочевников, по примеру прошлых лет. Трудность положения не только в наличии 90 тысяч откочевников, но и в том, что не менее ста тысяч казахских хозяйств на местах голодает и нуждается в срочной помощи.
Как правило, все эти откочевники и значительная часть голодающих на месте не имеют никакого скота. Скот, в т.ч. и рабочий - уничтожается. Откочевники, ушедшие в свое время в Среднюю Азию со скотом, возвращаются без скота. Люди крайне истощены...
В связи с откочевниками значительные размеры приобрела беспризорность. Большинство хозяйств, находящихся в состоянии откочевок, бросают своих детей на станциях, в городах и райцентрах.
На сегодня подобрано и наспех устроено в детские дома 57.000 беспризорных детей. Приток беспризорников не сокращается, а даже усиливается...
Далее Мирзоян просил, просил, просил. Просил у Наркоснаба выделить крупы, просил выделить жиры и мясо, просил выделить любое снабжение, помогающее справиться с ситуацией. Просил деньги у Наркома финансов и медицинскую помощь от Наркомздрава. Просил учителей и воспитателей, ведь беспризорников нужно было не только кормить, но и воспитывать и учить.
Записка Сталина - Молотову, 30 марта 1933 г., секретно
т.Молотову.
Прочти-ка письмо т.Мирзояна. Я думаю, что надо немедля оказать помощь (продовольственную) в размере 1 мил.пудов просом и деньгами (миллионов пять), а также по линии Деткомиссии, Наркомпроса и Наркоминздрава.
Пометка Молотова "Согласен".
9 апреля 1933 года Политбюро ЦК постановило: оказать немедленную помощь по всем позициям озвученным т.Сталиным.
При Левоне Мирзояне критическое положение в Казахстане выправилось. Уже 1933 год дал неплохой урожай зерновых, власти запретили забой скота и поголовье стало расти. Более того, положение даже стало улучшаться, были запущены новые заводы, Карагандинский угольный бассейн, активно разрабатывались месторождения, строился нефтепровод, появились рабочие места, занятыми оказались все казахи без исключения. Постепенно о голоде стали забывать.
Но на февральском пленуме 1937 года т.Мирзоян был подвергнут резкой критике Сталина и Маленкова за раздувание местного собственного культа личности и кумовства.
На руководящих ключевых постах оказались родственники и друзья Т.Мирзояна, по инициативе т.Мирзояна самый высокий пик республики (гора Хан-Тегри) был переименован в пик Мирзояна. А на праздниках и мероприятиях портреты т.Мирзояна размерами в несколько раз превышали портреты т.Сталина и других членов Политбюро. Но тогда обошлось строгим порицанием.
Летом и осенью 1937 года т.Мирзоян принимает активное участие в массовых репрессиях в Казахской ССР. В то же время он предупреждает Ольгу Шатуновскую о грядущем аресте, а казахского писателя Мухтара Ауззова просит срочно уехать из Казахстана, так как республиканским НКВД запланирован его арест.
Нельзя сказать, что Левон Мирзоян не заботился о людях. Решение казахстанского вопроса 1933 года и есть забота о простых людях. Зимой 1938 года Левон Исаевич резко воспротивился перемещению ссыльных корейцев с юга Казахстана на его север.
НКВД вполне обоснованно опасался, что корейцы могут удрать в Китай. Но дело в том, что на юге Казахстана корейцы занимались рисосеянием и это у них хорошо получалось, а на севере Каз.ССР они были, по сути, обречены. Этот отказ вызвал резкое неприятие Сталина.
В мае 1938 года, по дороге в Москву, т.Мирзоян был арестован, а 26 февраля 1939 года приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР (высшая мера наказания) был приведен в исполнение.
Все эти документы были рассекречены только в 2020 году.