Девочке восемь. Она моя ученица. Скрюченная спинка, очки, тихий голос. боится сделать лишний шаг, на все спрашивает разрешение. Ни слова возражения.
Удобный ребенок. Заниматься с ней легко. Все впитывает, как губка, старается быть лучше.
Семью знаю. Прекрасные люди, для детей делают все возможное, с виду приветливые и открытые. Что внутри, тщательно спрятано за улыбками, как и у многих из нас.
Родители хотят, чтобы дочь научилась рисовать хорошо. В их понятии хорошо, это красиво. Вот, чтобы сразу в рамочку и в музей. Я, конечно, утрирую, но примерно так.
Занятия индивидуальные. По мнению родителей лишние контакты мешают развитию. То есть, если ребенок будет заниматься один на один с педагогом, то его рост будет стремительнее и быстрее. Не спорю, как говорится, кто платит...
К слову, рисование, как раз то занятие, которое эффективнее проходит в группе. Смотреть на успехи других, учиться на ошибках коллег, вместе обсуждать и находить интересные идеи, просто общаться, вот тут и есть больше и быстрее .
Моя цель, как педагога, помочь ребенку раскрыться, стать свободным, почувствовать свою силу. Если через метафору, то расправить крылья.
И это, не просто громкие слова, это настоящий путь в творчестве. Когда ты чувствуешь, что можешь все, то и получается все, что хочешь.
Девочка боится большого формата. На половине листа ватмана по началу рисует в верхнем левом углу. Вся в себе. Внутренний мир богатый, но спрятан глубоко. Линии дрожащие, неровные. Рука сжата до посинения, давит на карандаш со всей силы.
Мы на занятиях общаемся между делом обо всем, какие мультики любим, какие книжки читаем, про друзей, зверей и семью. Дети часто рассказывают такое, что не могут сказать маме и папе. Я их слышу. И, конечно, все остается между нами. И они это знают и доверяют.
Я слышу, что происходит в семье, я вижу, как отражается это в рисунках. И тело ребенка тоже говорит о многом. За годы практики мне пришлось увидеть и научиться многому. Пусть у меня нет диплома психолога, но и без него знаний достаточно и все они через практику.
Когда малыш уже в очках, значит ему уже есть от чего спрятаться, есть то, что он отказывается видеть. Если спинки сгорблена, то на нем уже неподъемный эмоциональный груз. Что он несет такое тяжелое, спросите у родителей. Если кулачки сжаты, значит страшно и надо обороняться. Все на подсознании.
Та же зажатость в рисунках, маленькие скрюченные детали, отрывистые линии, как неполный вдох и выдох. Боюсь дышать полной грудью, значит так и рисую.
Ребенок может и не сказать, чего он боится. Но все это читается " между строк". Зашел папа, как посмотрел, что мимоходом сказал и как при этом согнулась спинка ребенка... Все видно.
Если на четвертом-пятом занятии девочка свободно раскрашивает большой лист бумаги и ее линии становятся все увереннее и прямее, значит мы на верном пути. Но вдруг, сегодня все назад, забилась в левый верхний угол ( на бумаге), значит что-то не так. Значит бросаем рисовать красивые картинки и начинаем играть.
Растем вверх, как дерево, течем, словно река, становимся китами в безбрежном океане, легкие бабочки...
Мы сначала играем, а потом уже рисуем. И вот уже вся бумага без остатка синяя. Ну а с бабочками тяжелого темно-красного цвета мы разберемся позже и обязательно научим их летать.
В студии сегодня было прохладно и мы перебрались в теплый уголок, где не так светло, как в большом зале, зато не замерзли. От папы, когда забирал дочь, услышала резкое, что дочери нельзя мерзнуть, они ее берегут и чтобы больше...
Страх, резко выскочивший на поверхность. Страх не за ребенка, ей ничего не угрожало, страх за себя. Память о бессонных ночах, о своей беспомощности перед болезнями и неизвестностью.
Замкнутый круг. Родитель оберегает ребенка от внешнего мира, от болезней и неприятностей, боится потерять и... И ребенок опять болеет, опять попадает в разные, неприятные для родителю ситуации...
Мы учим друг друга жизни. Мы детей, а дети нас. Надо только увидеть эти уроки и осознать. И перестать бояться. Потому, как страх, он всегда разрушает. Разрушает нас и через нас наших детей.
Детям дано огромное количество жизненной энергии. Не отнимайте ее у них.