Найти тему
script bro | сценаристы

Все секреты первого акта. Часть 4: Развлекательная ценность сцен

Оглавление

Сегодня мы узнаем ценность написания сцен, которые ЗАСТАВЛЯЮТ ЧИТАТЕЛЯ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ СТРАНИЦЫ.

Это будет больно.

Сегодняшняя статья посвящена тому, чтобы взять написанный вами черновой материал и превратить его во что-то весёлое и увлекательное. До сих пор вы писали для себя, теперь я хочу, чтобы вы писали для читателя.

Огромная проблема с первыми актами заключается в том, что нужно так много всего подготовить. Вы должны настроить четырёх самых важных героев, а затем второстепенных персонажей. Вам нужно показать жизнь своего героя, создать мир, в котором он существует. Вы должны задать сюжет и дать некоторую предысторию. Иногда вам приходится устанавливать правила истории (например, как в "Исходном коде", правила временной петли).

В результате многие авторы, сами того не осознавая, пишут первый акт, который устанавливает все эти элементы, а затем радуются результату. Да, это правильно. Настроить кучу элементов весьма сложно. Но если ВСЁ, что ВЫ ДЕЛАЕТЕ, - это настраиваете экспозицию, но не развлекаете читателя, у вас остаётся мало шансов, что он прочитает дальше 10-й страницы.

Вот о чём эта статья. Речь идёт о написании развлекательных сцен, чтобы читатель хотел продолжать читать.

Что значит "развлечение"? Всё просто. Это то, что заставляет читателя захотеть перевернуть страницу.

Вы можете решить этот вопрос разными способами. Первый вариант - написать скучную версию всех ваших сцен первого акта, сосредоточившись исключительно на настройке всего нужного для истории, а затем вернуться и переписать каждую сцену с акцентом на развлечение.

Или вы можете сделать и то, и другое сразу. Спросите себя, что вам нужно настроить в сцене, а затем спросите, как я могу сделать это наиболее интересным способом?

К счастью, у нас есть пример фильма, который выполняет эти установки исключительно. "Матрица". Идите и посмотрите "Матрицу" прямо сейчас.

Обратите внимание на то, насколько увлекателен первый акт. После этого вы можете вернуться сюда и осознать, как каждая сцена не только показывает нам важную информацию, но и развлекает нас по пути.

СЦЕНА № 1 – ТИЗЕР

-2

Тизер будет самой простой сценой, которую можно сделать занимательной, потому что это основная функция тизера. Если ваш тизер не является одной из самых интересных сцен в фильме, я предлагаю вам убрать его.

В "Матрице" к нам приближается отряд полицейских и таинственных мужчин в костюмах. Повсюду царит тайна, поэтому сейчас самое подходящее время напомнить вам, что, когда дело доходит до развлечения читателя, тайна - отличный инструмент.

Кто эти люди? Кто эта девушка, которая может бегать по стенам и выполнять смертельные трюки? Подождите, она что, только что исчезла в той телефонной будке? Что происходит?

Читатель не просто попадает на крючок после такого тизера. Они становятся одержимы ответами на эти вопросы.

СЦЕНА № 2 – МЫ ВСТРЕЧАЕМ НЕО

-3

Это сцена, на которой многие сценаристы споткнулись бы. У вас был потрясающий тизер, а теперь вы должны представить своего героя в потенциально "скучной" сцене, поскольку он дома, один.

Это, к сожалению, необходимо, поскольку мы должны представить Нео как одинокого, оторванного от мира человека. Но Вачовски делают сцену весёлой.

Нео получает таинственное сообщение на свой компьютер с просьбой "следовать за белым кроликом". Когда приходит группа тусовщиков, чтобы купить хакерскую программу, которую написал Нео, они предлагают ему пойти с ними в клуб, и он говорит "да".

Обратите внимание, что, поскольку сценаристы мало что могли бы сделать в этой сцене (Нео один в своей комнате), они знают, что нужно быть краткими. Если ваша сцена не так интересна, как могла бы быть - сократите её.

СЦЕНА № 3 – НЕО ВСТРЕЧАЕТ ТРИНИТИ

-4

Ещё одна потенциально скучная сцена. Два персонажа должны разговаривать друг с другом. Очень легко сделать разговорные сцены скучными. Но здесь таинственная Тринити подходит к Нео в клубе. Она вселяет в его голову какие-то мысли, например, что он должен искать чего-то большего. Матрица. Она может помочь ему найти её.

Это короткая сцена, которая сохраняет загадку. Опять же, цель здесь состоит в том, чтобы заставить читателя переворачивать страницы. Это всё, что нас интересует. И мы хотим перевернуть страницы после того, как Тринити и крутой парень, которого мы видели в тизере, предоставит Нео возможность узнать о матрице.

Матрица - это, по сути, таинственный ящик. Пока он остаётся неоткрытым, читатель будет отчаянно хотеть узнать о нём больше.

СЦЕНА № 4 – НЕО ОПАЗДЫВАЕТ

-5

Вы, должно быть, не запомнили эту сцену из "Матрицы". Но это умная сцена с точки зрения написания. Позвольте мне рассказать вам, почему.

Я часто читаю подобные сцены. Это сцена, где наш герой, офисный работник, должен о чём-то поговорить со своим боссом, обычно для того, чтобы получить задание, которое он должен выполнить.

В "Матрице" они используют это как возможность продвинуть тему фильма. Босс объясняет Нео, что каждый здесь - часть целого. Индивидуальность не работает.

Однако вот умная часть, которая помогает превратить разговорную сцену во что-то занимательное: Нео опаздывает. Так что босс его ругает.

Это меняет суть сцены с "Я показываю рабочее место своего героя" на "Драматически напряжённую сцену, где моего главного героя наказывают". Такая мелочь, но это именно то, что вы должны делать.

Вы не должны просто помещать двух персонажей в комнату, чтобы передать информацию. Вы должны найти драматический ракурс, который придаст сцене остроту.

СЦЕНА № 5 – НЕО ПОЛУЧАЕТ ПОСЫЛКУ

-6

Это ЕЩЁ одна сцена, которая могла бы быстро наскучить. Это первый раз, когда мы видим Нео на его рабочем месте.

Сценаристы могли бы слишком увлечься тем, над чем работает Нео или с кем работает Нео. Вачовски о таком не беспокоятся. У них есть парень из доставки, который передаёт сбитому с толку Нео посылку.

Нео открывает. Там телефон. Он звонит. По телефону разговаривает какой-то чувак по имени Морфеус, который сообщает Нео, что собирается помочь ему избежать встречи с тремя парнями в страшных костюмах, которых мы видели в первой сцене.

Это начинает игру в кошки-мышки по офису, в которой Нео в конечном итоге терпит неудачу.

Сцены погони или сцены, в которых вашему персонажу придётся прятаться: в таких ситуациях уже заложена развлекательная ценность.

СЦЕНА № 6 – ДОПРОС

-7

Агенты перехватили Нео и теперь у них есть пару вопросов. Это сцена допроса, в которой применяются несколько козырей, чтобы сделать всё более интересным (агент Смит заставляет рот Нео исчезнуть, а затем вживляет в его тело какое-то устройство).

Половина создания развлекательных сцен - это поиск ситуаций, которые выполняют всю работу за вас. Сцены допроса всегда напряжённые, так что вы заранее знаете, что сцена будет интересной.

Но обратите внимание, как Вачовски продолжают развивать загадку Матрицы. У нас показаны странные агенты, которые, похоже, обладают невероятными способностями. По какой-то причине они хотят отследить Нео.

Если вы сразу расскажете нам в чём суть и раскроете тайну, то читатель ни за что не перевернёт страницу после этих разоблачений. Мы всегда должны хотеть узнать, что будет дальше.

СЦЕНА № 7 – ПОЕЗДКА

-8

После пробуждения и выхода на улицу команда Морфеуса забирает Нео. Не успел Нео опомниться, как появилась женщина с пистолетом, направленным на него, и велела ему снять рубашку.

Я к тому, что посмотрите, как быстро эти сцены показывают захватывающие моменты. Здесь нет бессмысленного диалога. Никакой экспозиции со скучной информацией, которую мы должны знать.

Каждая сцена, кажется, специально разработана в первую очередь для развлечения.

Затем, из Нео извлекают маячок, который агенты вживили в него.

СЦЕНА № 8 – НЕО ВСТРЕЧАЕТ МОРФЕУСА

-9

На данный момент это самая сосредоточенная на экспозиции сцена в сценарии. Но Вачовски проделали такую хорошую работу по созданию Морфеуса, что мы, как читатели, полностью готовы принять это.

Помните, что не каждая сцена будет одинаково интересной.

Автомобильная погоня отличается от тайны, отличается от ссоры, отличается от напряжённой ситуации. Здесь работа по созданию зрелищной сцены уже проделана.

Мы вводим Морфеуса и рады встрече с ним. Вдобавок ко всему, нам всё ещё любопытно, чего Морфеус хочет от Нео и как всё это связано с Матрицей.

Тем не менее, Вачовски ищут способы добавить ещё больше развлечений. Поэтому вместо того, чтобы Морфеус сказал: "Следуй за мной" и вошёл в Матрицу, он даёт Нео выбор: красную таблетку или синюю таблетку.

Всегда интересно наблюдать, как герой делает трудный выбор, так что это отличный элемент для добавления в вашу сцену.

После этой сцены Нео видит настоящий реальный мир, и начинается его приключение.

Я могу честно сказать, что в первом акте "Матрицы" нет ни одного момента, в который я не был бы вовлечен, где я не хотел бы переворачивать страницы.

Это то, к чему вы должны стремиться в своём первом акте. Да, сделайте все соответствующие настройки для экспозиции.

Но затем приступайте к работе над каждой отдельной сценой, спрашивая себя: “Как мне сделать эту сцену максимально интересной?”

Думайте о каждой сцене как о короткометражном фильме, и у вас будет преимущество. Потому что каждый фильм должен быть интересным.

Если вы сможете усвоить этот метод, то будете писать первые акты, которые в десятки, если не в сотни раз лучше, чем у 85% авторов.

Как только сценарист узнаёт, насколько ценна даже малая часть страницы, когда дело доходит до потенциальной потери внимания читателя, он ставит своей задачей, чтобы ни одному читателю никогда больше не было скучно читать их сценарии. И в результате их истории становятся намного лучше.

Пришло время выполнить вам эту работу.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.