Известно, что на создание знаменитого «Болеро» композитора Мориса Равеля вдохновила панорама огромного металлургического завода – «царства металла», расположенного на Рейне при впадении в него реки Рур.
Схожие впечатления возникают при путешествии в «царство текстиля» - Ивановский промышленный край. Кохма, Шуя, Тейково, Кинешма, Родники – везде в этих городах высятся огромные фабричные корпуса - ныне, увы, по большей части заброшенные.
Некогда гремевшая здесь «симфония свистков, шума приводных ремней, грохота молотов» также имела свое продолжение в искусстве. Под стать промышленным гигантам, над ивановским городом Вичугой возвышается храм Воскресения Христова. Его архитектуру можно сравнить с величественным многозвучным хоралом.
Особенно впечатляет 90-метровая колокольня, видная за много километров. Облик её полон пронзительной, почти скульптурной выразительности. Столп устремлен к небесам подобно мольбе, обращенной к царствию Божию.
История создания церкви драматична. Она построена на средства местного фабриканта-миллионщика Ивана Александровича Кокорева. В начале 20 века в семье магната случилась страшная трагедия. 30 мая 1907 года его 19-ти летняя дочь Лидия поправляла огонь в лампаде.
От внезапного порыва ветра пламя перекинулось на кружевные манжеты, а затем охватило всю одежду. Сбежавшиеся на крики близкие сумели погасить огонь, но девушка получила сильные ожоги, и через 5 дней умерла в тяжких страданиях.
Через год по воле безутешного отца в селе Тезино близ г. Вичуги в память о ней был заложен храм. Проект его был разработан московским архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым (1867-1942).
В качестве прообраза зодчий избрал Успенский собор Московского Кремля и колокольню Ивана Великого. Конечный вариант представлял собой их глубокую переработку по канонам новорусского стиля.
Так, огромное подкупольное пространство храма не имело опорных столпов. Колокольню же Кузнецов несколько увеличил по высоте (на 9 м выше Ивана Великого), придав ей динамику неудержимого взлёта.
Освящение церкви, способной вместить до 3-х тысяч молящихся, состоялось в 1911 г. Один из приделов был посвящен святой Великомученице Лидии Иллирийской.
Снаружи храм украшен монументальными изразцовыми панно. Они были изготовлены по эскизам того же И.С. Кузнецова на керамическом заводе в подмосковном Абрамцеве. Среди них «Новозаветная Троица», «Саваоф», «Достойно есть».
Масштабные изразцовые композиции на библейские сюжеты размещены на южном и северном фасадах. Интерьер храма был расписан палехскими мастерами по рисункам Кузнецова.
Отрадно, что ценный памятник архитектуры находится в хорошем состоянии. После реставрации и поновления росписей в нем воссоздан православный приход.
С давних времен церковь Воскресения окружают предания и легенды. Так, по одной из них, фабрикант И.А. Кокорев пожелал оставить стены такими как есть - краснокирпичными, в вечное поминание об огне, унесшем жизнь его дочери