О чем следует молчать.
«Запрашиваемые вами сведения представлены быть не могут, потому как являются коммерческой тайной», – пожалуй, именно такой ответ на требование о раскрытии данных выдают в порыве предприниматели. Если бы не одно НО – не всякая информация является закрытой и охраняется законом как конфиденциальная. В чем особенность режима под названием «коммерческая тайна» (КТ), каков порядок ее введения и границы ответственности как за разглашение, так и не предоставление по запросу государственных органов. Попробуем разобраться вместе.
Коммерческая тайна не представляет для российского законодательства нечто неизведанное, данное понятие подробно регулируется Гражданским кодексом (глава 75) и федеральным законом (№98-ФЗ от 29.07.04 в актуальной редакции). Что интересно, законодатель предоставляет право самому обладателю информации решать, что именно будет составлять тайну (за некоторыми исключениями). Важно лишь соблюдать установленный порядок введения спецрежима по охране определенных данных. Итак.
Во-первых, следует определиться, какая информация из всего разнообразия может получить статус коммерческой тайны. Как правило, это все те данные о работе компании, которые не известны третьим лицам и позволяют данному предприятию получать прибыль (сокращать расходы). Другими словами, то, что имеет некую коммерческую ценность. Примеры:
- список клиентов и их контактные данные;
- результаты переговоров и условия сделок (содержание контрактов и иных сопутствующих документов);
- финансовые справки и внутренние отчеты (методика ценообразования, бюджет проекта и т.п.);
- маркетинговые исследования и стратегические планы;
- разработки и незарегистрированные изобретения;
- технологические особенности выпускаемого продукта;
- характеристики используемого программного обеспечения и доступ к нему;
- результаты внутренних проверок;
- деловая переписка;
- размер вознаграждения сотрудников;
- другое.
Изучая приведенный выше перечень, можно сделать вывод, что особый режим применяется к закрытой информации, которая представляет собой сведения о хозяйственной деятельности организации, включая перспективы развития и стратегические планы. Неограниченный доступ к подобного рода данным может стать причиной значительных потерь для компании. Однако законом установлен перечень сведений, которые ни при каких условиях не могут быть отнесены к коммерческой тайне:
- содержание учредительных и регистрационных документов (Устав, свидетельство о регистрации);
- лицензии и специальные разрешения на определенные виды деятельности;
- органы управления и владельцы компании;
- система выплаты заработной платы, численность штата и имеющиеся вакансии;
- меры по охране труда, соблюдение требований безопасности (пожарной, санитарной и др.);
- случаи привлечения к ответственности;
- прочее.
Так же нет смысла относить к коммерческой тайне государственные секреты (у них свой режим использования и охраны) и интеллектуальную собственность, объекты которой правообладатель раскрывает третьим лицам (например, служебные произведения, код программы и др.).
Для начала работы по охране информации в компании следует разработать приказ, утверждающий порядок отнесения сведений к разделу КТ, в котором указать:
- категории работников, классифицирующих информацию (например, юристы или экономисты);
- порядок документального оформления;
- сроки подготовки документов для утверждения руководителем.
При определении перечня информации можно использовать видовые признаки (производство, финансы, контрагенты, маркетинг, цены, безопасность, др.) или ограничиться общими характеристиками (содержание электронной переписки, контрактов и т.д.).
Причем, только перечислить категории информации, отнесенной к КТ, недостаточно. Нужно установить меры по ее защите:
- организационные (произвести маркировку носителей указанной информации для предостережения от незаконного доступа);
- технические (хранить документы в сейфе, установить пароли для доступа к файлам и т.п.);
- правовые (разработать и утвердить правила работы со сведениями, вести учет сотрудников с доступом к КТ, назначить ответственных лиц за обеспечение безопасности данных).
Что касается доступа к КТ, то его могут получать определенные категории работников либо отдельные сотрудники, установленные в каждом конкретном случае. Поэтому в трудовые договоры лучше изначально включить условие о соблюдении режима КТ и обязательство не разглашать полученную информацию. Если заранее уведомить работника о специальном статусе данных сведений, то потом будет легче добиться исполнения установленных правил и привлекать к ответственности виновных.
За разглашение КТ предусмотрена ответственность:
- дисциплинарная (от простого замечания до увольнения);
- материальная (возмещение убытков);
- административная (наложение штрафов);
- уголовная (от штрафа до ограничения свободы).
Тайну можно считать разглашенной, если о ней узнали посторонние лица без ведома владельца. Причем совершенно не важно, в какой форме это произошло: устно, письменно, с использованием техсредств и т.д. Речь может идти о хищении и продаже засекреченных сведений конкурентам, взломе базы данных и помещении информации в свободный доступ, применении незаконных методов сбора конфиденциальных сведений. При обнаружении нарушения режима коммерческой тайны компания может заявить не только о возмещении причиненных такими действиями убытков и наказании виновных, но также потребовать прекратить использовать полученные сведения.
А самый интересный для бизнесменов вопрос – может ли компания отказать в предоставлении информации, отнесенной к коммерческой тайне, проверяющим государственным органам (Налоговой службе, МВД, прокуратуре и т.п.)?
Закон говорит, что – да, имеет право отказать, если сочтет, что добровольное раскрытие информации может нанести вред компании. Но контролеры могут проявить настойчивость и затребовать те же сведения в судебном порядке. Причем правовые механизмы позволяют контролирующим органам в рамках проводимых ими мероприятий не только затребовать, но и изъять носители информации при наличии достаточных оснований. Но еще раз повторяем, необоснованное насильственное изъятие документов и иных материальных носителей без санкции суда является незаконным. То есть виновные лица могут быть привлечены к ответственности, а полученные таким образом сведения не могут служить достаточными доказательствами.
И самое важное – особое положение налоговых органов, которым закон предоставил право получать доступ к секретной информации без специальной санкции суда. Поскольку законодательно закреплен институт налоговой тайны, то все сведения, ставшие доступными сотрудникам налоговой службы, автоматически получают особый статус и режим хранения, то есть не подлежат разглашению. Выемку налоговики могут производить только в случае не предоставления запрашиваемых документов или при наличии угрозы уничтожения доказательств (подмены, изменения и т.п.). Основанием выступает мотивированное постановление с указанием причин и целей таких действий.
Таким образом, коммерческая тайна – не панацея, но введенный по всем правилам спецрежим поможет максимально эффективно защищать интересы бизнеса и грамотно отстаивать свою позицию при взаимодействии с государственными органами.
#коммерческая тайна #налоговые проверки #бизнес и финансы #ведение бизнеса #комплект документов #налоги в россии