Найти тему

Человечеству предстоит учиться мыслить мир в режиме онлайн

Сейчас мы живём в переломную для науки и философии эпоху - человечеству предстоит учиться мыслить мир в режиме онлайн или, по крайней мере, иметь в виду, что надо идти в этом направлении. Электронно-цифровые инструменты для исследований на этом уровне постепенно развиваются, надо вслед за ними перестраиваться ментально.
Материальный мир, частью которого мы являемся, находится в
постоянном движении как механическом, так и в движении качественных преобразований.

Наше познание всегда отстаёт от явлений движущегося мира. Если мы что-то знанием о явлении, то мы знаем об этом явлении в его предыдущем состоянии. Пока мы формируем рациональное знание об этом явлении, оно продолжает меняться, и в каждое следующее мгновение времени оно находится уже в новом состоянии. В нём продолжают происходить изменения, которые пока незаметны для исследования, но со временем, когда они накопятся, они станут заметны.

Происходит это вследствие действия универсального диалектического закона материального мира перехода количественных изменений в качественные. Когда количественные изменения будут достаточны для того, чтобы новое качество проявилось и стало заметным, это только вопрос времени.

Собственно, само время это и есть процесс качественных перемен, а не какая-то абстрактная длительность, которую мы по старой ментальной привычке мыслим себе как шкалу, относительно которой мы оцениваем длительности, последовательность и скорости разных процессов. Мне так мыслится, что следует ввести новое понятие времени. Времени как временнО'й структуре явлений, которая будет отражать качественное состояние явления в том илим ином временнОм периоде (отражать набор качеств в данном периоде, может быть, какое-то процентное соотношение изменений). Не применять временную шкалу времени извне, а рассматривать временную структуру явления внутри него самого.

Точно так же, как и нет абстрактного пространства как вместилища для материальных объектов.
Пространство - это пространственные показатели объёмов в широком смысле - объектов, процессов, структурных соотношений, расстояний.

Понятия "время" и "пространство" - это всего лишь понятия, абстрактные инструменты познания.

Условно говоря, следить за изменениями в материальном мире в режиме реального времени невозможно. Наука всегда будет отставать. Это подобно тому явлению, что мы видим и воспринимаем на Земле свет далёкой звезды, которая где-то там во Вселенной уже перестала быть звездой.

Нам бы, конечно, было бы удобнее остановить движение в материальном мире хорошенько изучить предмет нашего интереса и запустить движение опять. В реальности мы этого не можем сделать, но гносеологически мы это делаем постоянно. Накапливая эмпирические данные для исследования, мы накапливаем данные о состоянии явления в определённый период его развития. Явление продолжает развиваться и меняться, а мы какое-то время продолжаем исследовать его предыдущее состояние. А потом, когда продолжая исследование явления, мы обнаруживаем в нём накопившиеся качественные изменения, мы будем воспринимать это как научное открытие. Такие научные открытия изменений - это перманентный процесс познания, и он неисчерпаем.

Вот в таком представлении об остановленном мире люди чаще всего задают вопросы о мироустройстве и законах природы. Как будто законы природы хранятся где-то в кладовой Вселенной, откуда их надо только доставать один за другим, но рано или поздно наступит момент, когда они все закончатся.

Для разных сфер человеческой деятельности существуют соответствующие им определения понятия "закон", но во всех определениях неизменно присутствуют две составляющие - неизменность и повторяемость. Если мы эти две составляющие будем считать универсальными условиями для закона, то мы тем самым будет отрицать развитие, потому что развитие как раз и есть изменение и неповторяемость.

О характерных для закона условиях неизменности и повторяемости, можно говорить только в определенных временных рамках, об относительной неизменности и относительной повторяемости явления в пределах диалектического цикла его качественного развития (зарождение-развитие-завершение).

Подтверждение закономерной повторяемости в некоторых законах мы можем видеть в течение короткого периода (суток, лунного цикла) или значительно более долгого (смена исторических эпох).

Сейчас мы живём в переломную для науки и философии эпоху - человечеству предстоит учиться мыслить мир в режиме онлайн или, по крайней мере, иметь в виду, что надо идти в этом направлении. Электронно-цифровые инструменты для исследований на этом уровне постепенно развиваются, надо вслед за ними перестраиваться ментально.

https://yandex.ru/q/science/11133288706/

Человечеству предстоит учиться мыслить мир в режиме онлайн