13.09.
Реальный мир полон противоречий настолько, что впору впасть в унылый пессимизм, разуверившись отыскать в нём, в мире, гармонию. Можно в уме создать «мир иной и образов иных существованье», что, впрочем, вряд ли решит проблему. А можно подумать о том, чтобы противоречивость мира принять как его гармонизирующее начало. Своеобразная гегелевская триада: тезис – антитезис = синтез. В этом найти источник вечного обновления мира, и принять это как гармонию, и … к чёрту пессимизм. Но почему-то я не чувствую себя оптимистом.
17.09
Хотя и редко, выбираюсь в лес. Ещё масса соляников, в основном гладёны. Попадается и крепкий, не червивый белый гриб. Но более всего – обалденные запахи, совершенно осенние, холодновато-терпкие, горьковатые грибные, сладковатые хвойные. Надышавшись до головокружения, сижу курю и ни о чём думать не хочется, ни о чём, что за пределами этого лесного мира, этой почти неестественной тишины.
27.09.
Читаю своим ученикам наизусть Есенина и Пастернака. Есенина слушают, часто даже внимательно; Пастернака – хихикают, чешутся, вертятся. Есенинские метафоры, видимо, более доступны наглядностью, он не очень удалены от деревенского жизненного опыта: красок, звуков, запахов, их восприятия. Пастернак же очень умозрителен, его метафора более интеллектуальна, более опирается на опыт художественной культуры; к тому ж он музыкант и философ. Для его восприятия необходим опыт художественной и умственной культуры. Но всё же – слушают, что-то говорят, о чём-то пытаются высказаться в вероятностной форме. И то хорошо – собеседники!
20.10.
Чертовски устаю. Вот парадокс: нет времени на самообразование и, в то же время, преподавая «не свои» предметы (историю, географию, рисование и проч.), что я делаю, как не самообразовываюсь. Если бы только не в ущерб филологии. Размывчатость какая-то; на пользу ли? Кто ж его знает.
***
Не думал, что моё заявление о выходе из комсомола вызовет такую бурю в стакане. Я не подрываю никаких основ (тем более, когда не вижу, что они вообще есть), просто стремился привести в порядок голову и сердце. Именно это и попытался объяснить – не поняли. Или не хотели понять. Что-то во всех этих собраниях есть (а теперь отчётливо вижу: и – было) формальное и приторно-фальшивое. Массовость всегда таит в себе что-то фальшивое. Зрелого Пушкина в каком-то объединении представить сложно. Вообще, зрелые – вне объединений. Объединения – это проблемы роста. Не выросли – объединитесь и будете представлять нечто; выросли – помогите остальным или идите дальше, но частно, знаково, как знак лосиного перехода на трассе – уступи дорогу или помоги перейти (я бы и там разметкой делал людскую зебру – чтобы без высокомерия, от живых - живым). Комсомол – это задержавшееся детство, анабиоз.
22.10.
Постановка по произведениям С. Есенина «Дорогие мои, хорошие…». «Чёрный человек». М. Апарцев и Б. Щербаков. Очень мне близко и знакомо. Здорово!
23.10.
Все требуют планов, работы и ещё чего-то, о чём сами не имеют представления. И всё это на одном энтузиазме, без оборудования, без наглядных пособий и проч. Глупость? Нет, – боязнь противостояния, инстинкт премудрых пескарей («кабы чего не вышло»), привычка.
28.10.
Неумеренность в чём бы то ни было – явный признак скудости ума и чувства.
29.10.
Грязь политиков, разжигание ими низменных страстей толпы, развращение народа и бессилие что-либо сделать против этого – убивают. Но надо жить. К чёрту грязь. Хороших людей вокруг – море. Пообвяли как-то многие. Но ведь это не их вина – у многих семьи и надо выживать, а не просто жить. Жаль коллег.
Спасибо за просмотры, ПОДПИСКУ, делайте лайки, пишите отзывы!