Подготавливая материалы для статей и не только, я недавно задумалась вот о чем. Что же обеспечило некоторым мюзиклам такой большой успех? Часть из них на сцене уже больше четверти века и покидать ее не собираются. Немного глубже изучив информацию, я выделила некоторые схожие черты у мюзиклов, которые уже не один год гордо идут в театрах.
Во-первых, наличие первоисточника у большинства из них. "Призрак оперы", "Ромео и Джульетта", "Нотр-Дам де Пари", "Отверженные" - все эти мюзиклы взяли свою основу в литературном первоисточнике. Фэнтези-мюзикл "Последнее испытание" (на минуточку, проекту уже чуть больше 20 лет) также основан на серии книг "Сага о копье". Да, все это переработано во благо зрелищности и удобства демонстрации истории на сцене, но тем не менее. Чуть отличается от коллег мюзикл "Бал вампиров" (в оригинале "Танец вампиров") - его первоисточником является не литература, а фильм Романа Полански, который позже поучаствовал в постановке. Но на минуточку - в этом году "Балу" будет 25 лет, как он на сцене. "Иисус Христос - суперзвезда" также является пусть и вольной, но все же интерпретацией Нового завета. То есть все эти крупные мюзиклы имеют некий первоисточник, будь то книга или фильм.
Во-вторых, музыка. У каждого из мюзиклов потрясающее музыкальное сопровождение, за что спасибо, разумеется, композиторам. Главные темы и титульные песни каждого из мюзиклов вы точно не перепутаете между собой. В музыке есть нечто такое цепляющее, что заставляет переслушивать снова и снова. Это главный компонент мюзиклов, который и воздействует на нас в первую очередь.
В-третьих... Артисты. Правильно подобранный каст творит чудеса. Когда артист идеально подходит на свою роль, это полный кайф. Даниэль Лавуа играл Фролло в 1998 в оригинальной постановке, потом его же пригласили в лондонскую. А спустя почти 20 лет его снова пригласили на ту же роль в турне мюзикла. Иван Ожогин стал настолько достоверным графом фон Кролоком, что его приглашали сыграть ту же роль в Берлин в 2013 году. Некоторые из артистов настолько подходят своим ролям, что на их месте другие кажутся уже не такими. Например, для меня самый лучший Гренгуар - Брюно Пельтье, как бы ни были другие на его месте хороши, он - лучший. И у каждого из любителей мюзикла найдется свой "дримкаст" - список идеально подходящих артистов каждой роли.
Четвертое в списке, но не по значимости - сама постановка. Все можно испортить очень легко, если у режиссера-постановщика ручки и глазки не из того места. Когда все сделано так как надо, с учетом логики повествования и прочего, история не рассыпается на части и все выглядит достойно - это уже заявка на длительные показы. Да, это нужно старание, затраты различных ресурсов, но в итоге оно окупается. И денежно, и народной любовью.
Наконец пятое... Стиль. У каждого из хитов есть свой особый стиль. Будь то минимализм в декорациях и костюмах или наоборот детализация. Например, в "Иисус Христос - суперзвезда" нет декораций, костюмы почти не отличаются друг от друга (кроме Пилата и первосвященников). А в "Призрак оперы" наоборот - много сложных декораций и костюмов. "Последнее испытание" поддерживает атмосферу фэнтезийного мира. Можно продолжать и далее, но суть одна - у каждого хита есть свой неповторимый стиль, который отличает его от других.
Что ж, вроде разобрались. Слагаемые весьма понятны, ошибиться с ними не очень просто. Только почему тогда некоторые проекты не взлетают? Ну...
Процесс создания мюзикла - штука не легкая. Причин, почему не пошло все хорошо может быть много. Могла не зайти музыка (например, некоторые из композиций в мюзикле "Клеопатра. Последняя царица Египта" как будто сбежали с Евровидения и с атмосферой Египта не вяжутся). Могла история оказаться некачественной (вспоминаем "Любовь не умрет никогда", о чем я уже писала). Могла постановка быть не очень хорошей. Может быть проблемы в производстве. Может первоисточник не обладает нужным уровнем популярности. Да просто неактуальность истории похоронит мюзикл (вот почему у нас не ставят мюзикл "Элизабет" - история Элизабет Баварской не совсем для нашего зрителя в плане менталитета). Все может пойти не так на любом этапе. Поэтому проекты пробуют свои силы осторожно, глядя на отклик аудитории. "Мертвая царевна", "Орфей", "Вий", "Икар" - все это создается сейчас. Авторы активно сотрудничают с аудиторией, чтобы история была не просто на отвали, а все же цепляла людей, осталась актуальной и любимой многими. Поэтому сейчас шанс провала становится меньше. Мне хочется верить, что проекты, которые создаются сейчас тоже когда-то станут успешными, взлетят и покорят сердца. Пока же у нас есть старая-добрая, проверенная временем классика, которая будет с нами и впредь.