Однажды я писала о моде на красные платья в эпоху Анны Карениной:
Могла ли Анна Каренина поехать в театр в красном платье, как в фильме Шахназарова?
В одном комментарии написали, что платье, в котором Анна в исполнении Боярской едет в театр, в 19 веке носили только женщины лёгкого поведения. Хотя в фильме платье даже не красное, а малиновое.
Мне запомнился этот комментарий, потому что… Ну, просто стало обидно за красный цвет.
И конечно, интересный вопрос: одевались ли так куртизанки и т. п.?
Ниже – портрет знаменитой парижской куртизанки Вальтесс де Ла Бинь. О роде занятий и социальном положении дамы не говорит абсолютно ничего. Она - само благонравие.
Мари Дюплесси, прототип героини романа «Дама с камелиями», выглядит так же благонравно.
А вот знатные дамы на портретах ниже одеты весьма броско.
Почему? Да просто потому, что в моде был красный и все его оттенки.
Они стали популярны в период позднего ампира, ближе к 1820-му году.
В эпоху кринолинов популярность красного снизилась. Но полностью он не исчез. С 1875 года популярность оттенков красного растёт…
И до самого конца 19 века красные платья будут держаться в моде.
Платье с красной розой и другие вечерние наряды от Жана-Филиппа Ворта.
Носили ли красные платья дамы полусвета?
Ну, возможно, кто-то и носил. Но явно не массово. Если бы этот цвет ассоциировался с понятием «куртизанка», «женщина лёгкого поведения» знатные дамы, наверное, перестали бы его носить.
Однако красный цвет ни с чем таким не ассоциировался.
Посудите сами: зачем куртизанкам облачаться в красное?
В этом нет никакого резона и выгоды. Мужчин привлекает не воинственно-вызывающий вид, а женственность, нежность, изящество.
Само выражение «дамы полусвета» уже говорит о том, что такие женщины изо всех сил старались походить на дам.
А если ты не дама… То и джентльмена не привлечёшь. И такого, как Кнуров из «Жестокого романса», тоже не привлечёшь.
Конечно, среди содержанок были разные женщины.
Но светские дамы не пересекались с содержанками «низкого ранга» – ни в театре, ни на прогулках, ни в престижных модных салонах. Не видели, как они одевались, какие цвета носили…
Поэтому красный цвет не мог быть скомпрометирован.
А дамы полусвета опасались его носить… Да, именно потому, что в красном содержится некоторый вызов. Целью же дам полусвета был вовсе не эпатаж, а поиск богатого мужчины.
Поэтому – разве что цветок красного цвета. Хотя тоже немного эпатаж:)
В «Подлинной истории дамы с камелиями» создан определённый типаж успешной куртизанки: красива, нежна, безупречно одета, беззащитна…
Не все были такими, но... Но красный всё же подходил дамам с хорошей репутацией, а не сомнительной.
Фильм «Подлинная история дамы с камелиями» – роскошная иллюстрация женской моды 1840-х.
#кино #мода и красота #искусство #психология #женщины