Найти тему
Модная лавка 19 века

«Очень вульгарное платье. Такие носили только»… Нет, всё наоборот! Красные платья были для порядочных женщин

Однажды я писала о моде на красные платья в эпоху Анны Карениной:

Могла ли Анна Каренина поехать в театр в красном платье, как в фильме Шахназарова?

В одном комментарии написали, что платье, в котором Анна в исполнении Боярской едет в театр, в 19 веке носили только женщины лёгкого поведения. Хотя в фильме платье даже не красное, а малиновое.

Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Анна в театре.
Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Анна в театре.

Мне запомнился этот комментарий, потому что… Ну, просто стало обидно за красный цвет.

И конечно, интересный вопрос: одевались ли так куртизанки и т. п.?

Ниже – портрет знаменитой парижской куртизанки Вальтесс де Ла Бинь. О роде занятий и социальном положении дамы не говорит абсолютно ничего. Она - само благонравие.

Анри Жерве. Вальтесс де Ла Бинь, примерно 1882 год.
Анри Жерве. Вальтесс де Ла Бинь, примерно 1882 год.

Мари Дюплесси, прототип героини романа «Дама с камелиями», выглядит так же благонравно.

Мари Дюплесси (настоящее имя Альфонсина Плесси), 1840-е.
Мари Дюплесси (настоящее имя Альфонсина Плесси), 1840-е.

А вот знатные дамы на портретах ниже одеты весьма броско.

Почему? Да просто потому, что в моде был красный и все его оттенки.

Они стали популярны в период позднего ампира, ближе к 1820-му году.

Адели де Романс Романи. Женский портрет, 1810-е годы.
Адели де Романс Романи. Женский портрет, 1810-е годы.

Йозеф Карл Штилер. Портрет Кресентии Боерджин, 1833 год.
Йозеф Карл Штилер. Портрет Кресентии Боерджин, 1833 год.

В эпоху кринолинов популярность красного снизилась. Но полностью он не исчез. С 1875 года популярность оттенков красного растёт…

И до самого конца 19 века красные платья будут держаться в моде.

Платье с красной розой и другие вечерние наряды от Жана-Филиппа Ворта.

Носили ли красные платья дамы полусвета?

Ну, возможно, кто-то и носил. Но явно не массово. Если бы этот цвет ассоциировался с понятием «куртизанка», «женщина лёгкого поведения» знатные дамы, наверное, перестали бы его носить.

Однако красный цвет ни с чем таким не ассоциировался.

Иван Макаров. Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой, 1877 год.
Иван Макаров. Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой, 1877 год.

Посудите сами: зачем куртизанкам облачаться в красное?

В этом нет никакого резона и выгоды. Мужчин привлекает не воинственно-вызывающий вид, а женственность, нежность, изящество.

Само выражение «дамы полусвета» уже говорит о том, что такие женщины изо всех сил старались походить на дам.

А если ты не дама… То и джентльмена не привлечёшь. И такого, как Кнуров из «Жестокого романса», тоже не привлечёшь.

Камиль Жозеф Этьен Рокплан. Куртизанка Мари Дюплесси.
Камиль Жозеф Этьен Рокплан. Куртизанка Мари Дюплесси.

Конечно, среди содержанок были разные женщины.

Но светские дамы не пересекались с содержанками «низкого ранга» – ни в театре, ни на прогулках, ни в престижных модных салонах. Не видели, как они одевались, какие цвета носили…

Поэтому красный цвет не мог быть скомпрометирован.

А дамы полусвета опасались его носить… Да, именно потому, что в красном содержится некоторый вызов. Целью же дам полусвета был вовсе не эпатаж, а поиск богатого мужчины.

Поэтому – разве что цветок красного цвета. Хотя тоже немного эпатаж:)

Кадр из фильма «Подлинная история дамы с камелиями», 1981 год.
Кадр из фильма «Подлинная история дамы с камелиями», 1981 год.

В «Подлинной истории дамы с камелиями» создан определённый типаж успешной куртизанки: красива, нежна, безупречно одета, беззащитна…

Не все были такими, но... Но красный всё же подходил дамам с хорошей репутацией, а не сомнительной.

Фильм «Подлинная история дамы с камелиями» – роскошная иллюстрация женской моды 1840-х.

Кадр из фильма «Подлинная история дамы с камелиями», 1981 год. Альфонсина в капоре.
Кадр из фильма «Подлинная история дамы с камелиями», 1981 год. Альфонсина в капоре.

#кино #мода и красота #искусство #психология #женщины