Доходный дом в самом начале Остоженки удивляет огромной рюмкой на крыше. Какой Гуллливер ее туда водрузил и почему перевернул. Разбираемся в версиях и легендах этой узнаваемой архитектурной шутки Москвы.
1. Рекламный ход
Остоженка в Москве еще называется «Золотой милей» за баснословные цены на здешние квартиры. А в конце XIX века на ней строились доходные дома с доступными квартирами внаем. Это было востребовано среди студентов и научных работников, артистов и людей творческих профессий для своих мастерских. Даже рабочие могли себе позволить переночевать на Остоженке.
Цены варьировались от 5 копеек за ночь на койко-месте до 15 рублей в месяц за комнату. Желающих было много, но предложений еще больше.
Здоровая конкуренция вынуждала владельцев искать неординарные способы саморекламы. Шикарные фасады, уникальная лепнина, многоэтажность и заметность, - что только не придумывали предприниматели, чтобы привлечь внимание платежеспособной публики.
Построенный в 1909 году дом с перевернутой огромной рюмкой на крыше уж точно не остался незамеченным. О нем заговорила вся Москва, ругая за уродство и странность.
«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки», - писал «Московский еженедельник»
Адрес Дома под рюмкой моментально стал известен, даже без вложений в специальную рекламную кампанию. Тот случай, когда антиреклама стала удачным маркетинговым ходом.
2. Под защитой Посейдона
Вторая версия рюмочной крыши связана с архитектором, строившим дом. В.Е. Дубовской спроектировал 24 доходных дома в Москве. Дом под куполообразным шатром, больше похожим на рюмку, стал самым известным.
Любимый стиль архитектора – модерн. Он уместно сочетал необходимую для доходного дома функциональность с изящными чертами модерна. Изгибы, завитки и растительные мотивы, морские и фантастические сюжеты.
Если посмотреть внимательно на Дом под рюмкой, можно увидеть весьма интересные подробности.
Первый, дореставрационный, бокал-шатер напоминал иносказательный кубок-чашу. Кто-то невидимый перевернул ее, и потоки воды устремились вниз, оставив на фасадах привет из морских глубин.
Края бокала выступают за границы крыши, накрывая своим куполом морское чудище, разинувшее пасть на углу башенки. Под ним заросший ракушками вазон. Невиданные рыбы, осьминожьи щупальца, букеты из водорослей, головы русалок… Полное ощущение морского царства.
Так вот, получив задание на тривиальный проект, Дубовской подарил нам не только необычный дом, но и передал его обитателей под защиту Посейдона.
Кстати, рыбья чешуя появилась на рюмке после реставрации в начале XXI века. По-моему, очень удачно вписалась в морскую концепцию декора фасада.
3. Антиалкогольная версия
Однако, перевернутая рюмка на крыше доходного дома Филатовых имела и прямое антиалкогольное значение.
Маменька купца Якова Филатова была очень обеспокоена его пьянством. Уж она и уговаривала сына перестать кутить и растрачивать семейное добро, и угрожала, что лишит наследства. Все без толку.
Священник посоветовал ей молиться и заняться благотворительностью. Построить дом с дешевыми квартирами и сдавать их по доступным низким ценам. Маменька вняла совету. Но для пущей уверенности в благоприятном исходе дела, водрузила на крышу перевернутую рюмку. Дабы сын точно бросил пить.
Удивительно, но Филатов младший бросил пить. А после даже приумножил богатства семьи.
4. Купеческое слово
Есть и еще одна версия рюмочной крыши. И связана она с обещанием, данным купцом.
Дело в том, что Яков Филатов был попечителем известной и уважаемой московской общины старообрядцев. Когда его кутежи стали слишком заметными, среди старообрядцев пошли разговоры. Обычного члена старообрядческой общины за пьянство без сомнения отлучили бы от церкви. Так полагалось по законам старообрядчества. А вот что делать с уважаемым попечителем.
Не желая обострять ситуацию и терять значимость в кругу московской знати, Филатов бросает пить. А в знак серьезности и бесповоротности своих намерений, он строит дом и ставит наверху перевернутую рюмку огромных размеров.
Такой габарит «последней чарки» как бы говорил, что купеческое слово – закон.
И только самые внимательные туристы заметят на узком фасаде слева от рюмки, под треугольным козырьком большую чайную ложку. Уж не намек ли это бывшему пьянице, что теперь пить ему только чай.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале: * Подземелья московского Кремля: что там скрывают и почему не пускают * Почему романы Есенина были так коротки и трагичны * Шедевры, несущие безбрачие, несчастья и банкротство. Нейросеть - видео с ожившими через нейросеть портретами
Понравилось - ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Вам не сложно, а мне приятно.
Хотите увидеть новый материал первыми - подпишитесь на наш канал.