Найти тему

Почему берестяные грамоты Новгорода вводят нас в заблуждение?

Оглавление

Каков был реальный уровень грамотности людей в Древней Руси? Кто создавал граффити на стенах храмов? Умел ли читать Алёша Попович?

Древнерусская школа - миниатюра XVII в.
Древнерусская школа - миниатюра XVII в.

Давайте разбираться!

Начнем с обозначения понятия «грамотный человек».

Как замечал историк Борис Сапунов, дореволюционное земство грамотным назы­вало того, кто умел читать, знал четыре действия арифме­тики и мог написать несколько примитивных фраз.

Первые советские пе­реписи относили к грамотным всякого умеющего читать и понимать написанное.

Сейчас грамотный человек – тот, кто способен прочитать, понять и написать короткий простой текст о его повседневной жизни.

Но как понять, кого считать грамотным на Руси в XI-XIII вв.?

Борис Сапунов под грамотными людьми в Древней Руси подразумевал тех, кто умел писать и тех, кто умел только читать.

Сколько же грамотных людей было в Древней Руси? Много или мало? И кто были эти люди?

В дореволюционной историографии главенствовало мнение о крайне низком культурном и образовательном уровне древнерусского населения.

Филолог и историк литературы Владимир Перетц видел в сфере образования в Древней Руси пустыню, «в которой изредка встречаются оазисы, кружки людей, более или менее образованных по своему времени».

Историк Евгений Голубинский был более оптимистичен и писал, что

«грамотность была более или менее распространена, во-первых, между людьми богатыми, во-вторых, между горожанами. Что касается до жителей сёл, то об них нужно думать за период домонгольский так, что они оставались ещё совершенно безграмотными или что грамотность была между ними не более как чрезвычайно редким явлением».

Но вопрос уровня грамотности продолжал тревожить и бередить умы учёных.

Начиная с 50-х годов XX века историки начали пересматривать свои мнения об уровне грамотности.

Знаменитый историк и источниковед Михаил Тихомиров уже не сомневался, что «письменность вошла в общественный быт хотя бы в условиях городской жизни».

Историк и археолог Валентин Янин был уверен, что в вечевом Новгороде была широко распространена грамотность среди простого населения.

Янин отмечал:

«изучение высших достижений древней Руси в области литературы, зодчества, живописи, прикладного искусства делало всё более несостоятельной мысль о том, что удивительные цветы древнерусской культуры цели на почве поголовной безграмотности и невежества».

В середине XX века на Неревском раскопе в Новгороде археологи из МГУ под руководством Артемия Арциховского нашли первую берестяную грамоту.

Неревский раскоп
Неревский раскоп

Так, в темноте и дыму прошедших веков, всё более отчётливо кроме грамотной элиты и духовенства стали проявляться фигуры грамотного ремесленника, грамотного купца, а потом и грамотных горожан в целом.

Благодаря открытию множества берестяных грамот, как писал Янин, стало ясно, что

«написанное слово в новгородском средневековом обществе вовсе не было диковиной, а было привычным средством общения между людьми».

Межличностная переписка (чтение и письмо) была проявлением повседневной жизни, как для нас сейчас сообщения в мессенджерах.

Естественно, подобные умозаключения не исключали факта существования неграмотных людей и даже целых неграмотных семей.

Кто и кому писал берестяные грамоты?

Янин отвечал предельно коротко - все всем.

  • Землевладелец давал задание своему ключнику по управлению имением, а тот отчитывался в письме.
  • Крестьянин жаловался сеньору, и последний мог ответить нечто вроде «кун (денег) нет, но ты держись».
  • Боярин делился новостями с другом.
  • Ростовщик переписывал своих должников и отчислял им долги.
  • Ремесленник уточнял детали заказа с заказчиком.
  • Муж признавался в любви к жене и получал ответ.
  • Родители волновались о своих детях («шапку надел?»), а дети о родителях.
Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века), которая повествует о том, как Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород.
Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века), которая повествует о том, как Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород.

Историки Игорь Фроянов, Андрей Дворниченко и Юрий Кривошеев видят отражение широкого бытования письменности во всех слоях населения в текстах былин.

В былинах важное место занимала практическая светская письменность: герои активно посылали друг другу письма и не менее бодро заключали письменные договоры.

Кроме того, в былинах персонажи часто встречали надписи, с чтением которых успешно справлялись. Например, Алёша Попович читал «на каменю надписи». А Илья Муромец пошел дальше и на камне надпись-пророчество о трёх дорогах «захеривал (зачёркивал), новую надпись подписывал».

"Витязь на распутье" - Виктор Васнецов
"Витязь на распутье" - Виктор Васнецов

Граффити на храмах

В Киеве и Новгороде на стенах соборов и церквей мы и сейчас можем прочитать граффити. Удивлены?

Как отмечал историк и археолог Сергей Высоцкий, авторов этих настенных надписей можно разделить на две группы: люди, своей профессией связанные с письменностью (попы, переписчики, княжеские чины) и люди, для которых письменность не была повседневным занятием (отроки, купцы, строители). Их неказисто выведенные буквы, сложенные в слова с ошибками – живой голос народа, раздающийся из толщи XI-XIII веков.

На стенах церкви Феодора Стратилата в Новгороде пять раз шутливо отмечено «Пойду бобром возле реки» и несколько раз назидательно «Поповы священницы уклоняйтесь от пьянства».

Запись о снегопаде после Пасхи. XIII-XIV вв. на стене Софийского собора в Новгороде
Запись о снегопаде после Пасхи. XIII-XIV вв. на стене Софийского собора в Новгороде

Итак, по мнению Янина,

«в средневековом Новгороде жило много грамотных людей̆ и семей̆, для которых чтение и письмо стали таким же естественным делом, как еда, сон, работа топором, косьба или печение хлеба. Уже само коли­чество найденных грамот поразительно и способно на­всегда зачеркнуть миф об исключительной̆ редкости грамотных людей̆ в Древней̆ Руси».

Но что говорят другие исследователи? Так ли всё однозначно?

Историк Борис Миронов считает, что археологические находки не могут подтвердить факта поголовной грамотности людей Древней Руси.

Наличие берестяных грамот в Новгороде, а также орудий письма в остальных древнерусских городах породили устойчивое мнение: население Великого Новгорода, а может и других городов, было поголовно грамотно.

«Без всякого критического разбора это представление перекочевало во все учебники и труды по истории культуры»

- отмечает Миронов.

Миронов задаётся справедливым вопросом: почему же такой высокий уровень грамотности, каким описывают его учёные, сильно понизился в дальнейшем?

Так, в источниках XVI-XIX веков нет свидетельств о высоком уровне грамотности.

По переписи уже 1897 г. в Новгородской губернии грамотных в возрасте старше 9 лет насчитывалось лишь 30 % от всего населения.

Другой историк, о котором мы уже вспоминали, – Борис Сапунов – рассуждал так:

в Древнерусском государстве середины XIII века было около

  • 10 000 церквей
  • 300 монастырей
  • 50 000 представителей чёрного и белого духовенства

Итак, все духовенство было грамотно, также грамотой владели 20 тыс. человек знати и горожан, а неграмотными были крестьяне.

Следуя этим выкладкам, Сапунов выяснил, что из 7 млн. человек перед монгольским нашествием грамотен был лишь 1% населения. Но не пугайтесь – эта цифра близка к европейским «стандартам» того времени.

Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

И всё же, какой вывод можно сделать из собранных мнений историков?

Бесспорно, в Древнерусском государстве существовали грамотные люди.

Бесспорно, процент грамотности был не 100 % .

Речь стоит вести не о «поголовной грамотности» или «поголовной безграмотности», а о какой-то части общества, которая этой грамотой обладала в той или иной степени.

#грамотность #древняя русь #берестяные грамоты #новгород