Не успели поляки отбиться от беженцев с Ближнего Востока, как страну накрыл «девятый вал» эмигрантов с Украины, из-за которого миграционную систему Польши сковал паралич. В настоящий момент, по скромным подсчетам, украинско-польскую границу пересекло почти три миллиона человек. При этом, правительство Польши не имеет внятного плана решения миграционного кризиса. Вообще, непонятно: выдержит ли бюджет страны столь непомерную социальную нагрузку?
Скорее всего, Польша не справится с экстремальным наплывом людей. Такую массу народа трудно контролировать и практически невозможно депортировать обратно. Информационное агентство БНР (Радио Болгарии) сообщает, что польское правительство всегда было образцом халатности, а нынешняя кризисная ситуация показала всю некомпетентность местных ответственных чиновников. Люди, прибывающие из Украины на эвакуационных поездах, как правило, ночуют на вокзалах или на стадионах.
Некоторым украинским беженцам повезло. В частности, только в Варшаве более пяти тысяч семей нашли кров в домах местных жителей. Однако, число доброхотов среди поляков сокращается, так как соцсети полны историями о случаях грабежа, порчи имущества и хамстве со стороны мигрантов. Наиболее последовательно помогают беженцам неправительственные организации и волонтеры. Но их содействие ограничивается помощью в сиюминутных нуждах – волонтеры не могут решить проблем длительного пребывания в стране огромного количества людей, не вписанных в социум.
Сейчас, пока поляков переполняют эмоции, об уязвимых местах социальной системы страны как-то не думают, но скоро проблемы сами заявят о себе. Так, напоминает БНР, в Польше актуальна проблема с яслями, детскими садами и школами. В них не просто определить даже детей поляков. А как правительство Польши намерено распорядиться детьми украинцев? Их нельзя быстро включить в систему образования, так как они не знают польского языка, а их родители вряд ли имеют возможность платить за языковые курсы. С родителями, кстати, тоже не все гладко.
Взрослые граждане Украины сейчас имеют ряд преференций перед поляками, например – право бесплатного проезда по железной дороге и в городском общественном транспорте. Это временная и вполне гуманная мера, но и она вызывает недовольство у коренных жителей. Если беженцы получат еще и преимущества при трудоустройстве, возникнет конфликт между «коренными» и «пришлыми».
Неприязнь обязательно прорвется наружу чрез 2-3 месяца, когда прагматизм поляков возьмет верх над сочувствием. Или даже раньше, если беженцы с Украины станут слишком часто фигурировать в криминальных сводках. О перспективах «совместного проживания» европейцев и миллионов выходцев с Украины «Петербургской газете» рассказал социолог Олег Кантонистов.
- В Польше, которая приняла больше всего беженцев с Украины, появляются первые признаки недовольства поведением приезжих. Как можно вписать несколько миллионов мигрантов в систему европейского благосостояния и довольно ограниченный рынок труда?
- Мирным людям необходимо было дать возможность выехать из зоны конфликта, но, боюсь, украинские беженцы принесли конфликт с собой в Европу. Я пессимистично оцениваю возможности Евросоюза ассимилировать такое количество мигрантов со специфической культурой и моральными комплексами. Скорее всего, основная тяжесть по «евросоциализации» украинцев ляжет на правительства небогатых стран Восточной Европы и Германию. Понятно, что как только рынок труда отреагирует на такое огромное количество дармовых рабочих рук, в Европе начнутся протесты, забастовки, межэтнические конфликты.
Кстати, более отдаленные от кризиса страны, например – Англия, Франция, Испания, не горят желанием массово принимать беженцев с Украины. Там живут цивилизованные господа, индивидуалисты. Они не хотят жертвовать комфортом, деньгами и личным пространством.
Читайте также:
Почему Америка ошибается, а Украина расплачивается за ошибки?
Русская реконкиста: пришло время зарубить назад окно в Европу
Мировой стресс закончится четвертой волной глобализации?
Автор: Сергей Плотников ИА "Петербургская газета"