Российский рынок транспортно-логистических услуг до настоящего времени динамично развивался: по данным Росстата, в денежном выражении за последнее десятилетие он вырос более чем вдвое, почти до четырех триллионов рублей.
В нынешних условиях логистика превратилась в одно из орудий Запада в экономической войне против России
Часть международных логистических маршрутов в Россию оказалась под ударами западной санкционной политики. Шесть крупных международных транспортных компаний, которые контролируют около 70% глобальных контейнерных морских перевозок, заблокировали доставку российских грузов.
Помимо транспортных компаний, российские грузы бойкотируют крупные порты Европы. В частности, таможенные органы Голландии и Бельгии решили прекратить выпуск грузов в РФ. Добавляют напряженности в ситуацию действия западных регулирующих органов: так, в портах Франции оказались арестованы два российских сухогруза.
Накладываются санкции и на российскую транспортную инфраструктуру. Так, Новороссийский морской торговый порт вошел в список подсанкционных предприятий Евросоюза. Западным компаниям теперь запрещается совершать с ним сделки.
Ощутимый удар по логистическим связям нанесло и закрытое небо: произошла почти полная остановка доставки грузов авиационным транспортом.
Работу в России приостановили иностранные курьерские сервисы: американские FedEx и UPS, немецкий DHL. Существенная часть логистических маршрутов оказалась в зоне военных действий на Украине, площадь которой составляет около 600 тыс. квадратных километров, или около 6% всей территории Европы.
Однако, несмотря на всю апокалиптическую картину, представители бизнеса говорят, что пока до полноценной логистической блокады России далеко.
По разным подсчетам, число застрявших на пути в Россию контейнеров оценивается более чем в 300 тыс. единиц. Участники рынка говорят, что из-за контейнерного бойкота оказалось заблокировано до 50% товаров, идущих на импорт в Россию, и до 60% российского экспорта.
Самая сложная ситуация сейчас складывается с международными морскими перевозками, точнее с доставкой грузов контейнерами. В Россию морем в контейнерах везут многие виды товаров: комплектующие для автопрома и других видов машиностроения, ингредиенты для пищевой и химической промышленности, широкий перечень товаров народного потребления, бытовую электронику, продукты питания и другие товары.
Есть ли альтернативные способы доставки грузов у российских логистических компании
Российские морские контейнерные перевозчики сильно уступают мировым лидерам. Так, ведущая российская судоходная контейнерная компания Fesco имеет сейчас в своем распоряжении лишь 21 судно и 50 тыс. контейнеров. Для сравнения: Maersk обладает 750 судами и управляет 4,2 млн контейнеров.
«В любом случае Maersk и другие компании все же не являются монополистами, поэтому варианты для контейнерных перевозок будут найдены, хотя, конечно, переход на новые логистические схемы потребует времени и проработки, — сообщает Алексей Волостнов, партнер консалтинговой компании Strategy Partners. — Мы ежедневно получаем большое количество запросов на проработку новых логистических направлений, минимизацию рисков сбоя в цепочках поставок — это ключевые вопросы, которые стоят перед российскими компаниями, вовлеченными в импортно-экспортные операции. Безусловно, китайские операторы и компании из других стран будут занимать долю рынка тех игроков, которые прекратили обслуживать российские компании». Например, набирающая обороты китайская COSCO уже занимает 13% мировых морских контейнерных перевозок.
Перспективы деэскалации
Впрочем, будут ли зарубежные транспортные компании и дальше бойкотировать российский логистический рынок — вопрос открытый. Вполне возможно, в ближайшее время выяснится, что остановка операций с российскими грузами была лишь временным шагом, и транспортировка возобновится в полном объеме.
Например, в российском представительстве Maersk в последние дни говорят, что наложенные на Россию ограничения в первую очередь связаны не с политическими мотивами, а с организационными трудностями.