Хорошо и приятно доказывать божество Иисуса Христа прямыми ссылками на стихи, которые в лоб говорят, что возлюбленный наш Господь есть Вечный Бог, единый с Отцом и Святым Духом. Но ещё интереснее, приятнее и убедительнее оказывается другой метод доказательств – метод параллельных мест Ветхого и Нового Завета. Библия вполне ясно показывает, что Бог обоих Заветов – это один Бог, и что Иисус Христос по мнению апостолов и всех писателей Нового Завета – это Иегова (Яхве – Сущий Бог, – Иоанна 1:18) Ветхого Завета. Ниже по пунктам будут представлены некоторые несомненнейшие, неопровержимейшие и неоспоримейшие аргументы божественности возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
- Все мы привыкли к таким наименованиям Иисуса, как Царь Израилев и Искупитель. Но что говорит Ветхий Завет об этих титулах? Там написано, что только Иегова, единый истинный Бог, является истинным Царём Израиля и его Искупителем: "Так говорит ГОСПОДЬ (Яхве, Иегова), Царь Израиля, и Искупитель его, ГОСПОДЬ (Яхве, Иегова) Саваоф..." (Исаия 44:6) А в Евангелии мы читаем, как Нафанаил запросто даёт эти титулы Христу: "Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев" (Ин. 1:49). Причём он, будучи "истинным израильтянином, в котором нет лукавства", делает чёткий акцент на этих словах, явно зная из Писаний о чём говорит. Потом и великий знаток Писаний Павел с дерзновением именует Иисуса Искупителем: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою..." (Гал. 3:13). Притом называет здесь Христа и Законодателем, то есть Богом, потому что никто кроме Бога не может так владычествовать над законом.
- Господь Бог произносит через пророка Исаию ясные и недвусмысленные слова: "Я, Я ГОСПОДЬ (Иегова), и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11). И ещё: "...Я ГОСПОДЬ, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой" (Ис. 45:15). Надо ли говорить, что Иисус постоянно именуется апостолами и учениками Спасителем? "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (1 Ин. 4:14). Что же получается, Исаия соврал, когда сказал, что есть только один Спаситель? Или Христос действительно есть Иегова, Бог наш?
- Даже демоны исповедовали Иисуса Христа Святым Богом Израилевым, когда вопили к Нему: "...оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мк. 1:24). Конечно, этими словами они отсылались к пророку: "Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев" (Ис. 47:4). Что же, отвергающие божественность Иисуса хуже бесов?
- Мы все привыкли, что Христос именуется Камнем преткновения и соблазна: "Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены" (1 Пет. 2:7-8). Но знаете Кто один, согласно Ветхому Завету, является Камнем претыкания и соблазна? Сам Бог Яхве! "ГОСПОДА (Иегову) Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены" (Ис. 8:13-15).
- Кто, согласно Новому Завету, должен скоро прийти со всеми святыми? Не Иисус ли Христос? "...утвердить сердца ваши непорочными... в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его" (1 Фес. 3:13). А вот Ветхий Завет говорит, что так должен прийти Сам Иегова: "И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет ГОСПОДЬ (Яхве) Бог мой и все святые с Ним" (Зах. 14:5).
- Все знакомы с историей, как Бог Всевышний вёл сынов Израилев по пустыне после их исхода из Египетского рабства. По пути народ часто раздражал Святого Господа ропотом и непослушанием. Так вот, это был Иегова, Он вёл Израильтян? Апостол Павел говорит, что это был Христос: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море... и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос... Не станем ИСКУШАТЬ ХРИСТА, как некоторые из них искушали и погибли от змей" (1 Кор. 10). А Иегова говорит, что искушали именно Его: "...искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего..." (Чис. 14:22)
- Пророк Исаия однажды увидел Господа Бога в великой славе: "...видел я ГОСПОДА (Иегову), сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм..." (Ис. 6:1) А вот апостол Иоанн говорит, что Исаия в тот момент созерцал именно Иисуса: "...Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, КОГДА ВИДЕЛ СЛАВУ ЕГО И ГОВОРИЛ О НЁМ" (Ин. 12:36-41).
- Однажды Иисус сказал о Себе, что Он есть Сущий Иегова, Который явился Моисею в терновом кусте: "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Сущий - Иегова, – Исх. 3:14)" (Ин. 8:58).
- Пророк Исаия говорит, что один Господь Бог есть Первый и Последний, Начало и Конец, как Всеобъемлющий и Всевышний Творец: "Так говорит Господь (Яхве), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Яхве) Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6). Но Христос почему-то относит эти совершенные имена и качества к Себе: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр. 1:17-18).
- Апостол Павел проводит параллель между ветхозаветным призыванием Бога Яхве и призыванием имени Господа Иисуса. Сравните слова пророка Иоиля: "...И будет: всякий, кто призовет имя Господне (Яхве), спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь" (2:32) и апостола: "...если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься... Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим. 10:9-13).
- Согласно пророку Захарии, Бог Яхве должен был в будущем встать ногами (!) на Елеонскую гору: "Тогда выступит Господь... И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку..." (Зах. 14:3-4) Эти слова исполнились, когда Господь Иисус Христос разговаривал с апостолами на Елеонской горе перед Своим славным вознесением (Деян. 1:8-12).
- Павел говорит, что иудеи распяли Господа славы: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными... которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы ГОСПОДА СЛАВЫ" (1 Кор. 2:6, 8). Это прямая отсылка к словам псалмопевца Давида о Царе Славы: "Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани" (Пс. 23:8).
- В другом месте апостол Павел называет Иисуса Богом, опять делая ссылку на псалмы Давида: "А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся..." (Евр. 1:8-12) Здесь Павел дословно пересказывает некоторые песнопения Давида, которые были написаны исключительно для восхваления Господа Бога (ИЕГОВЫ).
- У пророка Осии есть такие слова о пришествии Иеговы на землю: "Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю" (Ос. 6:3). Апостол Иаков дословно повторяет их, но относит их уже к Господу Иисусу Христу: "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний" (Иак. 5:7).
- Исаия пророчествует о плотском пришествии Господа Иеговы на землю: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Мк. 1:3). Видим, что пророк ясно называет Грядущего Богом. Евангелист Марк применяет эти слова к Господу Иисусу Христу: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия... как написано у пророков: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мк. 1:1-3). Марк явно был знаком с пророками и знал, что Иегова, Грядущий прийти во плоти на землю, есть Господь Иисус Христос.
- Бог Иегова через пророка Исаию обещает и клянётся, что перед Его святым именем преклонится всякое колено: "Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" (Рим. 45:23). Кто это говорит? Перед Кем преклонятся все колени? Апостол Павел говорит, что перед именем Иисуса: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Флп. 2:10)...
Этот список можно продолжать и дальше, но послушаемся слов Екклесиаста: "Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела" (Еккл. 12:12). Мы итак уже ясно увидели, как Библия недвусмысленно проповедует, что Иисус Христос есть единый истинный Бог Ветхого и Нового Завета. Ему Совершенному и Премудрому Господу с Вечным Его Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом да будет хвала, честь и поклонение во веки веков! Аминь.