Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Ребенок не умеет решать задачи. Рассказываю, как я учу, объясняю, рисую и помогаю таким ученикам с математикой

Оглавление

Привели мне на занятие ученика-третьеклассника, попросили подтянуть математику, у него были тройки и двойки. Начала его тестировать и выявлять причины неуспеваемости по этому предмету. Их может быть много, а у конкретного мальчика была проблема с задачами. Вроде третий класс, а задачи за первый класс он решить не мог.

Но это лишь верхушка проблемы, а что же внутри? А внутри было отсутствие какого-либо представления. То есть ребенок мог читать задачу сотню раз и не понимать её. Задаю наводящие вопросы: что дано в задаче, какие там герои, что они делали, что спрашивается. Мальчик не отвечает. Читает ещё раз и ещё раз, но вообще ничего не может ответить. Механическое чтение, когда в голове нет картинки и представления того, о чём ты читаешь. Это его основная проблема. Проверьте своих детей/внуков, а они могут ответить на вопросы по задаче? Могут представить у себя в голове то, о чём говорится в задаче?

Вот мой ученик вообще не мог. И я начала тренировать его воображение и представление не на математических задачах, а просто развивала эти умения психологическими упражнениями. Когда в голове у него что-то начинало складываться и представляться, тогда становилось понятнее, как решать задачи.

Потом мы рисовали условие задачи на черновиках. Рисовали человечков, куски ткани, вагоны, магазины, ящики с фруктами, делили ихи умножали, складывали, зачеркивали, пересчитывали даже если числа были большие. Так ему легче представлялось и решалось.

Пример рисунка к задаче. Фотографии авторские
Пример рисунка к задаче. Фотографии авторские

Когда мы отработали таким методом десятки задач, тогда и проблема ушла. С математикой наладилось, оценки стали лучше. Занимались мы с ним несколько месяцев.

На первом этапе рисунки делала я, а ученик их просто подписывал. Потом научился делать схематичные рисунки сам
На первом этапе рисунки делала я, а ученик их просто подписывал. Потом научился делать схематичные рисунки сам

Самый большой страх для него был почему-то достать черновик на уроке или на контрольной. Дома со мной или с мамой он "рисовал" задачи и у него всё получалось, а в школе стеснялся. Он долгое время получал отличные отметки за домашние работы и плохие отметки за работу в классе. Я долго не могла убедить его в том, что пользоваться черновиком на уроке - это нормально, ничего плохого в этом нет. Вот когда убедила, тогда и оценки улучшились.

Рисование - это известная многим методика. Какие методики есть ещё?

1. Четкое понимание математических терминов. Когда ребенок не понимает, что такое разность, количество, стоимость, производительность, что-то больше чего-то, на столько меньше, чем... Тогда и решать задачи ему будет трудно. Сначала надо разжевать все непонятные термины во всех видах задач.

Здесь мы с учеником пытались понять, что значит "во сколько раз больше"
Здесь мы с учеником пытались понять, что значит "во сколько раз больше"

2. Когда учитель в школе заставляет делать краткую запись (краткое условие) или рисовать схему задачи, а ребенок не может это сделать. Смысл задачи понятен, а как составлять краткую запись - не понятно. Из-за этого могут быть проблемы с решением и вообще неприязнь к задачам, которую трудно будет убрать. Для этого надо разобрать все виды кратких записей и схем, потренироваться их составлять дома как можно больше, чтобы не было страха и неприязни перед краткой записью впоследствии.

-4

3. Строим рисунок (модель) задачи с помощью подручных предметов: спички, палочки, пуговицы, конфеты, листочки, карандаши. Это как рисунки, о которых я рассказывала выше, но с помощью предметов. Некоторым детям важно пощупать, потрогать что-то в руках, чтобы они запомнили такую модель решения. А кто-то просто не любит рисовать, тем палочки и пуговицы в помощь.

Когда модель задачи построена или нарисована, дальнейшее решение даётся ребенку легко.

4. Как решать задачу после рисунков и краткой записи. Некоторые дети и после рисунков не понимают, как решать. Я учу в таких случаях задавать себе вопросы (что я могу найти, зная эти данные из первого предложения условия). Пример на фото.

-5

Сначала вопросы составляем вместе, потом ребенок учится задавать вопросы сам.

Последовательно письменно по действиям отвечаем на вопросы по условию. Таким образом незаметно решается вся задача, а нам останется только записать ответ.

А как ваш ребенок решает задачи? Попробуйте эти методы, если есть трудности.

Читайте также: