Ресурс, который поможет учителю составлять уникальные упражнения для уроков русского языка

1,1K прочитали
В этой статье я познакомлю читателей с сайтом, который лично для меня с некоторых пор стал незаменимым помощником в подборе материала для различных упражнений и задач по русскому языку.

В этой статье я познакомлю читателей с сайтом, который лично для меня с некоторых пор стал незаменимым помощником в подборе материала для различных упражнений и задач по русскому языку.

Знакомая ситуация? Вы готовитесь к уроку. Завтра будете объяснять новую тему. Например, “Правописание производных предлогов”. Предлогов куча. Упражнений тоже, но… Во всех этих упражнениях правописание предлогов дается в обобщенном виде. А вам надо сначала отработать каждый предлог в отдельности, да еще и в сравнении с омонимичными частями речи. Таких упражнений нет. Или их очень мало. И не на все предлоги. Но вы-то понимаете, что если дать “кучкой” все эти “вследствие”, “в течение”, “ввиду” и т.д., то в голове у учеников будет каша-мала. Где взять нужный материал?

Вы “пролезли” везде: в учебнике нет, в методичке нет, в сборниках упражнений нет. Вы зашли в Интернет, а там на ста пятидесяти сайтах одни и те же задания. И всё не то! Тогда вы обкладываетесь книгами (художественными, публицистическими, научно-популярными) и по крупицам составляете упражнение, убивая на это часы своего драгоценного времени. Или… махнете на свою затею рукой и обойдетесь учебником.

Что же делать? Неужели, чтобы составить упражнения, соответствующие вашим целям, нужно довести себя до изнеможения? Вовсе нет. Есть замечательный ресурс, который может быть прекрасным подспорьем для учителя русского языка и литературы. Говоря о подспорье, я не имею в виду сайт с готовыми упражнениями. Я говорю о большом количестве языкового материала, который можно использовать для составления собственных заданий. Это сайт проекта “Национальный корпус русского языка” (НКРЯ).

Корпус - это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Он предназначен в первую очередь для обеспечения научных исследований лексики и грамматики языка, а также процессов языковых изменений.

Основными потребителями НКРЯ являются исследователи-лингвисты. Однако использовать его богатства могут и учителя-словесники для составления уникальных заданий.

Я не буду подробно описывать, из чего состоит корпус. Остановлюсь на том, что пригодится вам для разработки упражнений.

  • Перейдите по ссылке, и вы окажетесь на сайте. Слева располагается панель с рубрикатором.
  • Нам нужен третий сверху раздел “Поиск в корпусе”. Нажимаем на него, и оказываемся на странице поиска.
  • Находим верхнюю строка “Поиск точных форм”. Вбиваем в нее нужное слово и нажимаем кнопку “Искать”.
  • Перед нам открывается новая страница с различными предложениями, в которых встречается искомое слово, из совершенно разных текстов (художественных, научных, публицистических, официально-деловых).
  • Находим подходящие для нашего упражнения предложения, копируем, вставляем в вордовский документ.
  • Если нужны еще другие слова, то продолжаем поиск.
  • Затем на основе собранного материала моделируем задание (вставить пропущенные буквы, распределить, сгруппировать, расставить запятые, убрать лишнее и т.д.)

Приведу конкретный пример. Тема “Склонение числительных 40, 90, 100”. Захожу на сайт НКРЯ. Вбиваю в поисковую строку сначала слово “сто”, выбираю несколько нужных предложений. Затем - слово “ста”, и снова нахожу подходящий материал. Точно так же поступаю с числительными “сорок”, “сорока”, “девяносто”, “девяноста”. Буквально за 10-15 минут я набрала достаточное количество предложений для упражнения. Осталось только сделать пропуски вместо окончаний, и задание готово.

Упражнение

Вставьте пропущенные окончания числительных.

  1. Из ст… статей в ведущих изданиях только пять оказались отрицательными.
  2. Вся его фигурка, стоящая метрах в ст…, сделалась чернее тени.
  3. Метров через ст… слонёнок добрался до конца тоннеля, то есть вышел на каменную площадку.
  4. Дамба защищает и сам семисоттысячный Ульяновск, и жилой район Нижняя терраса с сорок… тысячами жителей.
  5. Нашли метрах в сорок… выше по течению ручья глиняную площадку.
  6. Девяност… процентов успешности материала ― это поиск темы.
  7. Средний возраст финишера нью-йоркского марафона ― около сорок…, а самая возрастная группа ― до девяност… лет.
  8. Я хочу прожить минимум ст… двадцать три, из них не менее девяност… лет ― активным и здоровым.

Точно таким же способом я подготовила свои материалы “Правописание производных предлогов. Эксклюзивный практикум” и “100 предложений для отработки правописания слов что(бы), (за)то, то(же), так(же)”.

Помимо заданий по орфографии, на основе НКРЯ можно составлять упражнения по различным темам лексики (например, “Диалектизмы” или “Омонимы”) или морфологии (например, “Подчинительные союзы” или “Частицы”). Также можно использовать платформу при написании ученических исследовательских работ по русскому языку и литературе.

А вот еще один пример применения корпуса на уроке русского языка в 10 классе. Мы учились работать с информацией - отличать верифицированный контент от фейков.

Задание 1

Перейдите по ссылке на сайт НКРЯ. Проанализируйте данные и отметьте верные утверждения.

  1. Буллинг — школьная травля.
  2. Последствия буллинга могут отразиться на здоровье.
  3. Буллинг — явление открытое, явное.
  4. Буллинг чаще происходит в небольших городских и сельских школах.
  5. Буллинг ― явление широко распространенное как в нашей стране, так и за рубежом.

Задание 2

Перейдите по ссылке на сайт НКРЯ. Проанализируйте данные и отметьте верные утверждения.

  1. Дед Мороз ― положительный герой, добрый, весёлый, с мешком подарков и красавицей-внучкой Снегурочкой.
  2. Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
  3. На праздниках ёлки Дед Мороз появляется в самом начале торжества.
  4. На новогодней открытке к 1944 году Дед Мороз нарисован со "сталинской" трубкой и мешком оружия в руках, причём на мешке изображен американский флаг.
  5. У деда Мороза и Снегурочки есть западноевропейские аналоги.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.