Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Россия перестанет быть нацией наибольшего благоприятствования: 5 вопросов к западному политологу

Санкции настолько суровые, что они сближают Москву и Пекин и рискуют еще больше расколоть мировую торговую систему. США, Европейский союз, Япония и Канада еще больше отделяют Россию от мировых рынков, сняв заветное торговое обозначение «из-за ее войны на Украине». Статус наибольшего благоприятствования дает стране право на наилучшие возможные торговые условия, что, в свою очередь, дает множество экономических преимуществ. ЕС согласился отказаться от статуса наибольшего благоприятствования с Россией 15 марта 2022 года, и Конгресс близок к тому, чтобы сделать то же самое. Чарльз Ханкла, политолог, изучающий торговлю в Университете штата Джорджия, объясняет, что такое режим наибольшего благоприятствования, почему страны этого хотят, и к чему приведет его потеря Россией.

1. Что такое режим наибольшего благоприятствования?

Обозначение страны как «нации наибольшего благоприятствования», что Соединенные Штаты также называют постоянными нормальными торговыми отношениями, лежит в основе глобальной торговой системы. На самом деле, статус наибольшего благоприятствования упоминается в самой первой статье первого договора, установившего многостороннюю торговую систему в 1947 году. Даже сегодня самым важным обязательством, взятым на себя всеми 164 членами Всемирной торговой организации, является - статус благоприятствуемой нации для всех остальных стран в клубе.

Когда страна присваивает этот статус торговому партнеру, она обещает применять к этому партнеру только свои самые низкие торговые барьеры – тарифы, квоты и т.п. Если присуждающая страна затем решает снизить барьеры для одного торгового партнера, она должна снизить их для всех стран, считающихся наиболее благоприятствуемыми. Это воплощает принцип недискриминации в рамках ВТО: каждый член многосторонней торговой организации должен одинаково относиться ко всем остальным.

2. Как это удаляется?

Россия по-прежнему является членом ВТО, к которой присоединилась в 2012 году. Так как же можно лишить ее статуса наибольшего благоприятствования? Правила ВТО предусматривают ряд способов, с помощью которых члены могут налагать специальные торговые барьеры на других членов, но наиболее важным здесь является так называемое исключение безопасности. Статья 21 договора 1994 г., положившего начало ВТО, позволяет государству-члену отказываться от режима наибольшего благоприятствования, когда это «необходимо для защиты его основных интересов безопасности», особенно «во время войны или других чрезвычайных ситуаций в международных отношениях».

Президент Дональд Трамп использовал это исключение как часть своего оправдания торговой войны с Китаем, который также является членом ВТО. В условиях войны на Украине положение о безопасности обеспечивает основное юридическое обоснование санкций против России, которые могут показаться нарушающими правила многосторонней торговой системы.

У России действительно есть право обжаловать эти санкции, но орган ВТО, который разрешает разногласия, фактически прекратил свое существование - в результате бойкота выдвижения кандидатур, навязанного Трампом, - с 2020 года. И по одной из тех ироний, которые иногда возникают в международных отношениях, Россия использовала исключение безопасности в 2019 году, чтобы оправдать санкции, которые она наложила на Украину, и ее право на это было подтверждено арбитражной комиссией ВТО. Кажется маловероятным, что ВТО вынесет решение против США или их союзников в связи с санкциями, введенными во время гораздо более жаркой войны, чем три года назад.

Временная приостановка режима наибольшего благоприятствования может быть принята отдельными странами немедленно, более суровое наказание в виде исключения России из Всемирной торговой организации, о котором говорят некоторые комментаторы, будет гораздо более сложным. Потребуется, чтобы две трети государств-членов открыли дебаты по этому вопросу и три четверти проголосовали за исключение, что кажется маловероятным в организации, традиционно построенной на консенсусе.

3. Какое влияние это окажет на Россию?

Хотя лишение режима наибольшего благоприятствования не будет иметь большого немедленного эффекта (кроме символизма), это изменение может привести к более строгим санкциям в будущем. США не торгуют с Россией в больших объемах - в 2019 году объем импорта составил всего 22,3 миллиарда долларов, и в основном это нефть, газ и уголь, которые сейчас запрещены, - ЕС является крупнейшим торговым партнером России. Более того, только на страны «большой семерки» - США, Великобританию, Японию, Францию, Германию, Канаду и Италию - приходится половина всего российского экспорта.

Конечно, у этого есть и обратная сторона, поскольку торговая взаимозависимость работает в обе стороны: по мере того, как растет ущерб для России, страна, вводящая санкции, также чувствует большую боль. Это особенно верно, учитывая нефтегазовую зависимость Европы от России, а это означает, что стоимость энергии может возрасти, если ЕС введет новые санкции в отношении российского энергетического сектора. Более того, статус Украины и России как основных производителей продовольственного зерна заставляет Всемирную продовольственную программу бить тревогу, что война и связанные с ней санкции могут усилить голод во многих развивающихся странах.

Суть такова: лишение режима наибольшего благоприятствования в обход закона о международной торговле открывает двери для гораздо более суровых санкций. Будут ли они навязаны, зависит от того, чем отдельные страны - особенно в Европе - будут готовы пожертвовать, чтобы наказать Россию.

4. Может ли Россия найти другие страны для покупки своих товаров?

Российское правительство, похоже, считает, что даже если оно подвергнется разрушительным торговым санкциям со стороны США и Европы, оно сможет выжить экономически благодаря своим особым отношениям с Китаем. В сообщениях разведки утверждается, что президент России Владимир Путин заранее проинформировал своего коллегу в Китае о своих широких планах в отношении Украины. Вероятно, Путин понимал, что санкции могут быть следствием вторжения, хотя, вероятно, не предвидел их жесткости. Как бы то ни было, Путин, вероятно, хотел убедиться, что Китай поможет смягчить удар.

Нет никаких сомнений в том, что поддержка Китая может иметь решающее значение для поддержки российской экономики, пострадавшей от разрушительных санкций. В настоящее время Китай является второй по величине экономикой в ​​мире, крупной торговой державой и источником богатых финансовых ресурсов. Несмотря на свои огромные географические размеры и внушительную, хотя и уменьшенную военную мощь, Россия является гораздо более слабой экономической державой, с экономикой меньше, чем у Италии, Канады или Южной Кореи. При поддержке Китая Россия сможет найти покупателя на часть своего экспорта, включая природный газ и нефть, и у нее будет доступ к хорошо капитализированной финансовой системе.

Но не все так просто для Москвы. Как утверждает экономист и обозреватель Пол Кругман, Россия зависит от Соединенных Штатов и их союзников в отношении многих жизненно важных импортных товаров, в том числе высокотехнологичных товаров. А зависимость от Китая как финансиста и покупателя представляет собой вызов безопасности для Путина, который, несомненно, не хочет становиться клиентом Пекина. ьКитай при всем своем экономическом весе не сможет оградить Россию от экономических последствий этой разрушительной войны.

5. Есть ли какие-либо другие долгосрочные последствия этого?

Лишение России режима наибольшего благоприятствования чревато потенциальными долгосрочными последствиями. Во-первых, существует риск того, что ужесточение торговых барьеров приведет к обратным результатам, поскольку Россия еще глубже войдет в сферу влияния Китая. Действительно, американские наблюдатели уже задолго до вторжения начали беспокоиться по поводу все более тесных отношений между Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином .

Во-вторых, хотя торговые санкции являются обычным инструментом для наказания стран, нарушающих международные правила и нормы, их применение против такой крупной державы, как Россия, весьма необычно. Действительно, руководящим принципом многосторонней торговой системы является недискриминация в торговле. Таким образом, существует опасность того, что это вторжение геополитики в торговлю может поставить под угрозу согласованность торговой системы, которая уже пострадала от кризисов.

Когда в 1991 году распался Советский Союз и Восточный блок был интегрирован в торговую систему, многие увидели в этом последний шаг в длительных усилиях по созданию либерального мирового порядка. Считалось, что экономическая взаимозависимость будет препятствовать будущим войнам и способствовать миру. С войной на Украине это предположение было поставлено под сомнение, а вместе с ним и единство глобального торгового порядка.

Все это ставит США и другие либеральные державы перед дилеммой. Торговые и финансовые санкции являются основными доступными инструментами (если не считать войны) для наказания России за ввод войск на Украину. Но если санкции будут настолько жесткими, что заставят Москву и Пекин налаживать еще более тесные отношения, это рискует еще больше расколоть и без того хрупкую мировую торговую систему. Это ни в коем случае не означает, что Запад не должен наказывать Россию за ее военные действия на Украине. Но важно осознавать потенциальные последствия, которые могут отравить мировую торговлю на долгие годы.

Чарльз Ханкла, профессор политологии в Университете штата Джорджия. Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.