Найти тему

О типовом доходном строительстве

На самом деле, во времена строительного бума в Петербурге начала прошлого века, практически все крупные владельцы доходной недвижимости предпочитали разнообразие. Вероятно такой подход считался оптимальной «бизнес-стратегией». Домовладельцы старались максимально учесть разнообразие финансовых возможностей, статуса, вкусов и требований к комфорту очень пестрой массы столичных квартиросъёмщиков. У одного собственника, как правило, были дома самого разного «размера», планировки и уровня технической оснащенности. Иногда можно обнаружить пристрастие к одному, наиболее модному на том момент, стилю, но на этом собственно и заканчивался «единый подход». Впрочем примечательные исключения были…

Выходец из Костромской губернии, потомственный почетный гражданин и статский советник Михаил Дмитриевич Корнилов был весьма крупным строительным подрядчиком и солидным петербургским домовладельцем. Ему и его ближайшим родственникам принадлежало восемь больших доходных домов в столице. Тогда на оживленном петербургском рынке недвижимости именно строительные подрядчики и владельцы предприятий по производству строительных материалов были наиболее крупными и активными «игроками». Это было вполне логично. Хотя, пожалуй только Михаил Дмитриевич решил, что гораздо выгоднее инвестировать не в «тематическое разнообразие», а в типовые решения. Такой подход вероятно сулил серьезную экономию и снижение издержек, а дефицит доступного жилья обеспечивал стабильный спрос.

Самый первый «угловой дом с башенкой» для Корнилова в 1909-м спроектировал далеко не самый известный столичный архитектор – Александр Федорович Барановский (не путать со знаменитым Гавриилом Васильевичем). Знаем мы о нем не слишком много. Он решил стать архитектором довольно поздно и окончил профессиональное обучение в Академии художеств уже будучи 40 лет отроду. Злые языки поговаривали, что на поздний выбор «жизненного пути» сильно повиляла его женитьба на дочери епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. И именно родственные связи обеспечили его первыми… епархиальными заказами. Как бы то ни было, но Барановский довольно быстро вошел в профессиональную среду. Уже в 1906-м он стал одним из издателей журнала с говорящим названием «Домовладелец». Конечно отнюдь не журнальная деятельность, а, возможно вполне случайное, знакомство с таким человеком, как Михаил Дмитриевич Корнилов, стало определяющим для его карьеры.

В целом Барановский в период с 1909-го по 1915-й построил для Корнилова три однотипных доходных дома. Даже четыре, если в одном случае «пропустить» довольно мутную схему с первоначальным владельцем участка. Конечно каждый из них имел свои «внешние» особенности. До абсолютно идентичных строений дело еще не дошло. Но общая планировка и основная компоновка зданий была одинаковой. Впрочем, даже внешне, пристрастие Александра Федоровича к плиточной отделке фасадов и настоящую любовь к плитке зеленого цвета, заметить не сложно. Да и не только фасадов. Была это вправду «любовь» или «хорошие» отношения с производителем оной плитки, сейчас сказать уже очень затруднительно. Кроме того, Барановский очень скупо использовал лепной декор, что тоже весьма заметно. Михаил Дмитриевич, судя по всему, считал этот проект оптимальным, хотя…сам в этих домах никогда не проживал.

-2

Дом на фото стал последней работой Барановского для Корнилова и тут он собрал воедино наверное все наиболее примечательные черты и детали своего типового проекта. Самое удивительное лично для меня в этом доме – витражи. Случай очень и очень редкий –действительно красочные витражи в парадной выходят не прямо во двор, а… на черную лестницу. К слову, всю эту красоту мы увидели совсем недавно благодаря жильцам и энтузиастам. Ранее все это было наглухо закрашено масляной краской.

-3
-4

Интересно, что этот дом на Среднем проспекте Васильевского острова, строился «в пару» со стоящим рядом, тоже построенным Барановским по аналогичному проекту, но на четыре года ранее и совсем для другого заказчика.- купца Алексея Амплиевич Заварзина. Одним словом использование «типового решения», созданного Александром Федоровичем, отнюдь не ограничивалось заказами Корнилова… Впрочем времена уже изменились и Корниловский дом стал в «серии» Барановского последним. А потом изменилось и само понятие «типового». И совсем не в лучшую сторону.

Такая вот история.

-5
-6
-7
-8
-9
-10