На самом деле, во времена строительного бума в Петербурге начала прошлого века, практически все крупные владельцы доходной недвижимости предпочитали разнообразие. Вероятно такой подход считался оптимальной «бизнес-стратегией». Домовладельцы старались максимально учесть разнообразие финансовых возможностей, статуса, вкусов и требований к комфорту очень пестрой массы столичных квартиросъёмщиков. У одного собственника, как правило, были дома самого разного «размера», планировки и уровня технической оснащенности. Иногда можно обнаружить пристрастие к одному, наиболее модному на том момент, стилю, но на этом собственно и заканчивался «единый подход». Впрочем примечательные исключения были…
Выходец из Костромской губернии, потомственный почетный гражданин и статский советник Михаил Дмитриевич Корнилов был весьма крупным строительным подрядчиком и солидным петербургским домовладельцем. Ему и его ближайшим родственникам принадлежало восемь больших доходных домов в столице. Тогда на оживленном петербургском рынке недвижимости именно строительные подрядчики и владельцы предприятий по производству строительных материалов были наиболее крупными и активными «игроками». Это было вполне логично. Хотя, пожалуй только Михаил Дмитриевич решил, что гораздо выгоднее инвестировать не в «тематическое разнообразие», а в типовые решения. Такой подход вероятно сулил серьезную экономию и снижение издержек, а дефицит доступного жилья обеспечивал стабильный спрос.
Самый первый «угловой дом с башенкой» для Корнилова в 1909-м спроектировал далеко не самый известный столичный архитектор – Александр Федорович Барановский (не путать со знаменитым Гавриилом Васильевичем). Знаем мы о нем не слишком много. Он решил стать архитектором довольно поздно и окончил профессиональное обучение в Академии художеств уже будучи 40 лет отроду. Злые языки поговаривали, что на поздний выбор «жизненного пути» сильно повиляла его женитьба на дочери епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. И именно родственные связи обеспечили его первыми… епархиальными заказами. Как бы то ни было, но Барановский довольно быстро вошел в профессиональную среду. Уже в 1906-м он стал одним из издателей журнала с говорящим названием «Домовладелец». Конечно отнюдь не журнальная деятельность, а, возможно вполне случайное, знакомство с таким человеком, как Михаил Дмитриевич Корнилов, стало определяющим для его карьеры.
В целом Барановский в период с 1909-го по 1915-й построил для Корнилова три однотипных доходных дома. Даже четыре, если в одном случае «пропустить» довольно мутную схему с первоначальным владельцем участка. Конечно каждый из них имел свои «внешние» особенности. До абсолютно идентичных строений дело еще не дошло. Но общая планировка и основная компоновка зданий была одинаковой. Впрочем, даже внешне, пристрастие Александра Федоровича к плиточной отделке фасадов и настоящую любовь к плитке зеленого цвета, заметить не сложно. Да и не только фасадов. Была это вправду «любовь» или «хорошие» отношения с производителем оной плитки, сейчас сказать уже очень затруднительно. Кроме того, Барановский очень скупо использовал лепной декор, что тоже весьма заметно. Михаил Дмитриевич, судя по всему, считал этот проект оптимальным, хотя…сам в этих домах никогда не проживал.
Дом на фото стал последней работой Барановского для Корнилова и тут он собрал воедино наверное все наиболее примечательные черты и детали своего типового проекта. Самое удивительное лично для меня в этом доме – витражи. Случай очень и очень редкий –действительно красочные витражи в парадной выходят не прямо во двор, а… на черную лестницу. К слову, всю эту красоту мы увидели совсем недавно благодаря жильцам и энтузиастам. Ранее все это было наглухо закрашено масляной краской.
Интересно, что этот дом на Среднем проспекте Васильевского острова, строился «в пару» со стоящим рядом, тоже построенным Барановским по аналогичному проекту, но на четыре года ранее и совсем для другого заказчика.- купца Алексея Амплиевич Заварзина. Одним словом использование «типового решения», созданного Александром Федоровичем, отнюдь не ограничивалось заказами Корнилова… Впрочем времена уже изменились и Корниловский дом стал в «серии» Барановского последним. А потом изменилось и само понятие «типового». И совсем не в лучшую сторону.
Такая вот история.