На подъезде к Стамбулу пробег на одометре, обнуленный когда-то у МКАД, перевалил за 7 тысяч. А значит, пора менять масло. Почти не встречал в Турции приусов, да и сами турки смотрят на машину как на летающую тарелку. На узких улочках с удивлением резко оборачиваются, когда слышат электрический гул вместо работы мотора. И даже такая простая операция как замена масла рисковала обернуться серьезными проблемами в случае, если у мастера не будет достаточного опыта. Так я думал, проезжая в маленьких городках бесчисленные придорожные мастерские размером с гараж в первом этаже жилого домика, из которых торчали в основном такие автомобили как Renault 12TSW Toros. К слову, это довольно распространенный в Турции универсал, на базе разработанного еще в 1969 году Renault 12, но в Турции выпускался аж до 2000 года. Дольше он выпускался только в Румынии (2006).
Выбор пал на довольно основательную контору, претендующую даже на отдаленный намек на официалов и имевшую на вывесках слова Toyota и Lexus. Ну как минимум, ее советовали местные Стамбульцы (Стамбульчане?) и среди хороших отзывов в гугл кроме непонятных слов кто-то упомянул гибрид.
Вся беседа велась с помощью ограниченного количества простых английских слов, жестов, мимики и калькулятора. В особенно сложных моментах использовался google.translate. Ниже адаптированный перевод на Русский язык.
- Какое масло вы зальете мне в машину?
- Тоталь
- Хорошо, какой тоталь?
- Тоталь, масло
- Какие параметры масла? SAE
- SAE? Нет, Тоталь
Показываю в браузере что означают параметры вязкости масла. Открывают свой браузер и показывают мне картинки по словам “mobil sae”. Мол вот такое зальют. Показываю им в первую же их картинку, на которой изображено трансмиссионное масло с вязкостью 75W90, кручу пальцем у виска. Постепенно приходим к пониманию, что зальют 0W20.
Не смотря на то, что мотор в приусе не редкий, а совместимых фильтров на него - вагон и маленькая тележка, надо сначала найти по VIN-номеру машины совместимый. Следующие пол-часа турки искали VIN у праворукой тойоты и познавали суровую правду, что не у всех машин он бывает.
В итоге после всех обсуждений и 10 раз озвученного объяснения, что надо поменять только масло и масляный фильтр, менеджер ненавязчиво написал мне на листке цифру в 4000 турецких лир. (Примерно 270 долларов по нынешнему курсу) Видимо, в моем взгляде читалось что-то такое, от чего они решили не испытывать судьбу и элегантно сдали назад с примерной фразой “А, так вам просто масло поменять? сейчас пересчитаем”. В итоге договорились на 100 или 120 долларов “примерно в этих пределах будет, но точно не известно”, хотя когда я расписался в бумажке, там стояла цифра уже только 120 долларов.
Ну в принципе, как и обещали, получилось 1700 турецких лир, т.е. 120$. Воспользовавшись ситуацией, оставил у них машину еще на лишний день, сэкономив на Стамбульской парковке. Машину вернули даже чистую, за что им спасибо. Место называется Toyota Plaza Kar, если кто доедет до Стамбула - могу рекомендовать! :)