Понять современную культуру очень сложно. У нас нет временной дистанции, которая помогла бы разобраться, что важно, а что нет. Изучить эту сложную тему нам поможет французский философ Жан Бодрийяр.
Что означает введенный им термин «симулякр» и почему он так важен для понимания современной культуры?
Истоки проблемы
C самого начала человек стремился осмыслять окружающую действительность — так появилась культура и, в частности, язык. Так дерево стало «деревом», кошка — «кошкой» и т. д. Но, как вы понимаете, в слове «кошка» нет ничего от кошки. Язык – это абстракция, которая помогает нам понимать друг друга. Иными словами, люди договорились называть вещи определенным образом.
Немного теории
Французский философ Жан Бодрийяр берет на вооружение латинское слово «simulacrum» («подобие») и показывает, что образы и знаки современной культуры больше не отсылают к реальности. Появляется понятие «симулякр».
Симулякр — это образ без оригинала. Представьте, что слово «кошка» существует, а сама кошка – нет. Культура превратилась в набор таких симулякров. Они отсылают не к реальности, а только к другим симулякрам.
Бодрийяр называет современную эпоху гипперреальностью, в основе которой — симуляция. Помните, как в фильме «Матрица» человечество было погружено в мир, которого не существовало в реальности? Об этом и речь.
А теперь давайте разберем самые яркие примеры симулякров.
Работа СМИ
Когда мы получаем новости, у нас нет возможности проверить, действительно ли существует то, о чем нам рассказывают. Мы вынуждены доверять только самому изображению, не видя за ним объекта. За это Бодрийяр критикует власть СМИ. Ведь они могут показать любое явление так, как им это необходимо, что ведет к утрате доверия к любым новостям.
Инстаграм
Инстаграм создает образы несуществующих людей и ненастоящей жизни. Эти идеализированные образы организуют собственную реальность, которой нам так хочется подражать. Так несуществующая реальность Инстаграма подчиняет и замещает собой реальный мир.
Реклама
Как нам продают? Формируют желаемый образ, который не существует нигде, кроме рекламы. Вспомните новогоднюю кампанию Coca-Cola со знаменитым праздничным грузовиком. Сначала он появился на экране и только потом нашел свое воплощение в реальности.
Итого
Современная культура – это засилье образов, за которыми не стоит реальность. Поэтому в «сексуальных» образах из рекламы нет желания, в образах «насилия» не чувствуется боль, а за эмоциями в интернете нет живого общения.
Проблема в том, что постепенно наша реальность начинает подчиняться законам гипперреальности. Мы разговариваем и действуем так же, как в Инстаграме или ТикТоке, и постепенно наша жизнь превращается в отражение виртуальной жизни.
Хотите лучше понимать новую реальность и окружающий нас мир? Присоединяйтесь к нам на курсах по психологии и философии.
Рекомендуем по теме:
● Все о манипуляциях: как распознать и противостоять
● Мировые культуры: От Египта до Японии
● Как понять себя: и найти баланс в основных сферах жизни
● Философия: главные имена, школы и идеи
Сейчас вы можете посмотреть эти курсы по подписке всего за 1 ₽.
Листайте вниз, чтобы перейти на сайт, оформить пробную подписку на 7 дней и получить доступ ко всем нашим лекциям и эксклюзивным материалам: гайдам, чек-листам, настольным играм и многому другому.
Изучайте более 200 курсов по 15 направлениям: от философии и искусства до психологии и бизнеса.