Есть онлайн обучение, есть офлайн, а есть смешанное или в англоязычных источниках blended learning. Суть последнего в самом названии: смешанное обучение - это сочетание офлайн и онлайн обучения.
Для него характерны несколько важных принципов:
1. последовательность
Студент (ученик) знакомится с материалами занятия самостоятельно в онлайн формате, затем встречается с преподавателем очно для обсуждения материалов и для практической работы и снова возвращается к самостоятельной работе над практическими заданиями.
2. непрерывность
Студент (ученик) занимается в своем темпе и не зависит от графика офлайн занятий. Он заходит на онлайн платформу и получает новую порцию знаний тогда, когда ему удобно.
3. практика
Для закрепления материалов занятия преподаватель дает студентам (ученикам) много практических упражнений, устраивает дискуссии и организовывает работу в группах для решения кейсов.
4. наглядность
Студент (ученик) видит свой прогресс и имеет постоянный доступ ко всем материалам курса - при подготовке к экзамену или контрольной он может пройтись по всем урокам, чтобы повторить и закрепить пройденное.
5. постоянная связь с преподавателем
Общаться с преподавателем можно не только во время офлайн уроков, но и в любое другое время.
То есть смешанное обучение - это обучение, при котором студент (ученик) изучает предмет в своем темпе и объеме на онлайн платформе (например, на Pruffme), а преподаватель курирует и поддерживает его как онлайн, так и при личных встречах.
В чем плюсы?
Не будем грузить вас словами “эффективно”, “продуктивно” и подобными, сразу перейдём к фактам.
- студент (ученик) может получать знания в своём темпе и узнавать еще больше
Есть ребята, которым легко дается новая информация - они быстро её запоминают и начинают применять на практике. А есть те, кому сложнее - им нужно больше времени для понимания нового материала. При смешанном обучении более способные ребята смогут самостоятельно идти дальше и получить более большой объем информации, выходящий за рамки занятий, а остальные спокойно вникать в тему.
2. студент (ученик) не отстанет от других в случае болезни или отъезда
При офлайн обучении студенту (ученику) сложно догонять одноклассников/однокурсников, если он пропустил занятие по болезни или по другой личной причине. При смешанном обучении в таких ситуациях он будет изучать материалы онлайн, поэтому отставания не возникнет.
3. сохранение живого общения
При онлайн обучении теряется живой контакт с преподавателями и одноклассниками (однокурсниками), что важно для социализации и развития эмоционального интеллекта. При смешанном же обучении живые встречи присутствуют - ребята встречаются с преподавателями и друг с другом, чтобы обсудить сложные моменты и задать вопросы.
4. экономия сил и времени преподавателя
Проверка тестов становится автоматической благодаря редактору тестов и курсов. На Pruffme даже не придется тратить много времени на изучение функций редакторов, потому что все понятно на интуитивном уровне.
Преподавателям легче и нагляднее следить за прогрессом ученика, не нужно тратить время на заполнение лишних бумаг и ручной подсчет. Кстати, в курсы также можно включить и записанные лекции, чтобы оптимизировать время и не повторять одно и то же.
Сохраненное время можно потратить на дискуссии с учениками, на тренировку их навыков презентации и выступления, на разработку интерактивов для занятий.
5. у учеников и студентов есть выбор как заниматься - онлайн или офлайн
Некоторые предпочитают посещать занятия очно, так как дома у них не получается сосредоточиться. Им хочется больше живого общения и разговоров на перерыве за чашкой кофе.
Некоторые, наоборот, не хотят тратить время на дорогу, любят тишину и легче фокусируются в своей комнате.
При смешанном обучении будет комфортно и тем, и другим.
А есть минусы?
Минусы есть у всего, смешанное обучение - не исключение.
- требуется электронная грамотность
Сейчас эта проблема с каждым годом теряет в своих масштабах, но всё ещё остается. Туда же отнесём и техническое оснащение - не всем доступны хороший интернет и оборудование.
С первой проблемой в основном сталкиваются учащиеся младших классов. Её можно решить, организовав специальные тренинги по работе с компьютером и платформой или обратившись в службу поддержки платформы. На Pruffme, например, можно записаться на персональную демонстрацию как отдельно, так и всем классом.
2. необходима высокая мотивация к обучению.
Согласитесь, далеко не все студенты (ученики) готовы заниматься самостоятельно, некоторых нужно постоянно подталкивать к этому. При офлайн обучении это сделать проще, но не факт, что эффективнее. В смешанном обучении можно разработать специальную систему поощрений или вносить больше интерактивов в занятия.
К этим двум проблемам можно добавить еще одну трудность - низкий уровень гибкости в государственном образовании: слишком много отчётов, преобладание принципов планирования обучения “сверху вниз” и другое. Но эта тема для другой статьи, а мы вернемся к сути смешанного обучения.
Модели смешанного обучения.
В смешанном обучении онлайн инструменты смешиваются с офлайн, и таких сочетаний может быть множество. Поэтому логично, что моделей смешанного обучения существуют более 40 (по исследованиям Института Клейтона). Кстати, если вы владеете английским, у них очень много полезной информации про организацию образования, в том числе и про смешанное обучение.
В этой статье мы расскажем о трёх самых популярных.
Перевернутый класс.
Перевернутая модель - это переход от стандартной модели обучения (теория на уроке, практика дома) к обратной (теория дома, практика на уроке).
Ученики/студенты перед занятием изучают тему с помощью видеороликов, записанных преподавателем, подкастов или презентаций, а на очном занятии отрабатывают наиболее сложные вопросы и решают практические задачи. Затем возвращаются в онлайн и продолжают делать упражнения и кейсы.
В чём плюсы такого сценария?
- преподаватель не тратит ограниченное время урока на объяснение всего материала, а учит студентов/учеников применять знания на практике.
- ученики могут изучать материалы в своем темпе - останавливать видео, перематывать его и еще раз просматривать, такого сценария при офлайн обучении не существует.
- ученик приходит на занятие уже с каким-то пулом знаний, что позволяет сконцентрироваться только на сложных моментах - качество знаний повышается.
Важно переходить на модель перевернутого класса постепенно, чтобы для учеников/студентов это не было шоком, и чтобы они четко понимали, как теперь будет устроен процесс обучения.
Об этой модели подробно рассказали её авторы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс в видеоролике.
Любопытный факт: изначально они придумали перевернутый класс для спортсменов, которые часто пропускали занятия. А затем она пришлась к месту и для остальных учеников.
Ротация станций.
В чём суть? Разделить кабинет (вебинарную комнату) на несколько станций, придумать для каждой станции активность и предложить студентам (ученикам) в группах передвигаться по станциям в течении занятия. На каждую станцию дается ограниченное количество времени.
В классической “ротации станций” предложено три варианта станций:
- зона работы с преподавателем, где ученики (студенты) разбирают с преподавателем сложные моменты.
- зона групповой практики, где ребята отрабатывают изученный материал вместе со своими одноклассниками (одногруппниками), решая различные кейсы или выполняя творческие задания.
- зона онлайн-обучения, где учащиеся самостоятельно изучают материалы урока в онлайн-формате. Здесь также можно предложить им пройти тесты и письменные упражнения.
Но вы можете не ограничиваться этими тремя вариантами - добавляйте и убавляйте количество станций, ориентируясь на ваши задачи.
Остается важный вопрос: а как разделять на группы? Вы можете сформировать группы по успеваемости, по заинтересованности в теме занятия или по личным предпочтениям. Составы групп можно сохранять на протяжении всего курса или миксовать из урока в урок.
Преимущества такого формата работы:
- преподаватель успевает уделить время каждому ученику, не заставляя всех остальных ждать
- студенты (ученики) за занятие делают несколько видов работ, поэтому занятие проходит интересно и очень быстро
- ребята повышают свой уровень самостоятельности, выполняя индивидуальные занятия и строя свой маршрут.
Ротацию станций можно организовать не только в офлайн формате, но и в онлайн. Например, на Pruffme можно для этого воспользоваться менеджером комнат, где каждая группа попадает на отдельную вебинарную комнату и совместно выполняет задания.
Гибкая модель.
Наверное, одна из самых сложных моделей смешанного обучения, потому что требует высокого уровня самоорганизации от учеников.
Суть близка к модели ротаций, но в гибкой нет ограничений по времени для каждой зоны. Ученик/студент двигается по своему индивидуальному маршруту, который он разрабатывает сам, и все основные действия совершает онлайн. В офлайн перемещается только для личного общения с преподавателем по трудным вопросам. При таком сценарии преподаватель играет роль наставника и куратора.
Резюме.
Вместо вывода несколько советов о том, как организовать смешанное обучение.
- определитесь с целью и задачами
Ответьте на вопрос - для чего вы хотите организовать смешанное обучение. Чтобы повысить успеваемость учащихся, улучшить организацию обучения в вашем заведении или предоставлять еще больше материалов вне программы?
2. придумайте систему мотивации учеников (студентов)
Это важный момент при организации смешанного обучения, поскольку роль самоорганизации студентов (учеников) на высоком уровне. Это могут быть различные поощрительные системы и интерактивы.
3. повышайте свой уровень
Обманчиво считать, что при смешанном обучении роль преподавателя снижается. Наоборот, он должен так выстроить систему, чтобы она работала без прямого его участия. Это сложно и требует постоянного обучения и разработки увлекательного контента. Учитесь у других преподавателей, у менеджеров, у креаторов.
4. экспериментируйте и анализируйте
Это длительный процесс, который требует больших вложений сил и знаний. Попробуйте сначала вести одну модель, затем вторую и сравните, какая даёт больший эффект. Или на разных классах/группах попробуйте разные модели смешанного обучения.
5. выберите онлайн-платформу
Платформ много как для вебинаров, так и для создания онлайн-курсов. Выбор зависит от ваших задач, бюджета и личных предпочтений.
На Pruffme можно создавать и вебинары с видеоконференциями, и курсы с тестами. Чтобы решить, подходит ли Pruffme для ваших сценариев смешанного обучения, оставьте заявку на персональную демонстрацию, на которой мы вместе постараемся реализовать все задумки.