В декабре 2021-го в Музее Победы открылась экспозиция «Битва за Москву». Она посвящена восьмидесятилетию контрнаступления Красной Армии под Москвой, которое началось 5-го декабря 1941-го года.
На одной из значимых локаций экспозиции, там, где воспроизведены окопы, а на экране идёт двухминутный фильм, где наши войска начинают наступление, стоит музейный смотритель в военной форме. Вообще, это фишка Музея Победы. На определённых локациях двух экспозиций, «Подвиг народа» и «Битва за Москву», стоят музейные смотрители в одежде персонажей военного времени, и говорят несколько слов по теме, дополняя профессиональный рассказ экскурсовода.
Человек, о котором я начал рассказывать, в бушлате, в ватнике защитного цвета, и в шапке с красной звёздочкой, держит в руках кинокамеру. Он по легенде кинооператор, и снимает кадры для истории. Военные корреспонденты, в том числе и кинооператоры, отдельная интересная тема. Обязательно к ней вернусь.
Меня заинтересовала кинокамера. Тяжеленная такая, больше трёх килограммов, это точно. Как сказала одна девушка из туристической группы: «В случае чего ей можно – тюк!», и сымитировала движение средневекового воина палицей. Можно и «тюк», конечно, но всё-таки кинокамеры не для этого делают. Точнее, делали. Сейчас – видеокамеры.
Кинокамера в руках музейного смотрителя – советская КС-1. Она почти полностью скопирована с американской кинокамеры «Белл с Хауэлл Аймо», или просто «Аймо». Первая модель этой камеры была выпущена в 1926-м году. Полностью механическая. Заводилась ключом, как детская заводная игрушка, и одного полного завода хватало на 25 секунд. Снимали на 35-ти миллиметровую плёнку. В камеру заряжалось тридцать метров плёнки.
Нашу КС начали выпускать в 1938-м году. Когда закончили точно не выяснил, но в 1947-м ещё выпускали разные модификации.
На крышке ящика закреплён "паспорт" изделия, в котором указано название камеры и год выпуска 1938й, с этого года её начали выпускать в СССР. Также в "паспорте" список дополнительного оборудования.
На камере закреплялись три разных объектива и три видоискателя, которые можно было поворачивать и устанавливать нужный для съёмки.
Видел, как к «кинооператору» подошли серьёзные мужчины в хороших костюмах и заинтересовались камерой. Посмотрели подержали в руках, посмотрели в видоискатель.
Один спросил:
- А чья камера? Наша или импортная?
- Я точно не знаю, - смутился смотритель.
- Как же так? Раз вы здесь стоите с камерой, хорошо бы знать, что держите в руках, - резонно заметил другой мужчина.
- Я обязательно почитаю о ней, - смутился смотритель. – Но вот, здесь по-русски написано «закрыто» и «открыто», значит наша, наша камера. Хотя напарник говорил, что вроде, американская.
Мужчины уже направились в новую локацию.
Один обернулся, и пошутил:
- Поэтому такая неудобная, что наша.
«Кинооператор» после небольшого раздумья ответил:
- Нет, неудобная, потому что американская.
Этот полу-выдуманный диалог о том, что держать камеру действительно надо приноровиться. Если она с наверченными объективами - ещё неудобней. У неё смещённый вверх центр тяжести, и она заваливается в руке. Однако скажем большое спасибо этой кинокамере. Именно ей (в разных модификациях) снята почти вся документальная хроника о Великой Отечественной Войне.