Найти тему

Про то, как я обиделась на Пушкина

Рецензия на спектакль "Евгений Онегин" в театре им. Вахтангова

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - это известно всем. А в ответе ли мы за тех, кого сочинили?

Вообще я довольно отходчива, но нынче страшно обижена на одного известного всем человека, главную русскую селебрити с 19 века и по сей день.

источник: vakhtangov.ru
источник: vakhtangov.ru

Александр Сергеевич П. – наши скрепы, наше все. Великий, бесспорно гениальный, но все же… мужчина.

Сочиняя своих героинь, основываясь на собственном жизненном опыте к солидным 25 годам и не имея большой экспертизы в психологии, имел ли он возможность продумать их реалистично и комплексно?

Римас Туминас ставил Онегина в театре Вахтангова в 60. Смею предположить, что в женщинах он понимал чуть больше. Именно его потрясающая постановка подарила (как минимум мне) возможность усомниться в традиционном довольно однобоком прочтении героини главного романа всея Руси.

Ольга Ларина. Какой мы ее помним из поэмы? Эмоциональная, юная, «Подобна ветреной надежде,/ Резва, беспечна, весела», она, не предполагая никакой двусмысленности, танцует на вечеринке с другим гостем на празднике в доме ее семьи ("ну и что же тут криминального"), из-за чего совершенно внезапно и уж точно непреднамеренно становится причиной дуэли, на которой (фактически по ее вине) убивают ее любимого мужчину. Мужчину, с которым у нее были гармоничные отношения с самого детства, мужчину, за которого она собиралась замуж и наверняка уже довела до совершенства росчерк пера «Ольга Ленская» (Пушкин не мог этого знать, потому что это наша девчачья фишечка).

После такой трагедии, такого эмоционального удара и психологической травмы, Ольгу не только уводят с радаров, хотя ее образ и судьба представляется мне гораздо более драматичным, чем образ любимой всеми Татьяны, но и напоследок закрепляют в истории как бессердечную легкомысленную профурсетку, которая не долго горевала и выскочила замуж за первого попавшегося офицера.

-2

Я считаю, что Пушкин попал под эффект инстаграмма и незаслуженно осудил девушку. Если Ольга не продолжила и дальше рыдать на могиле Ленского, это не значит, что она не плакала по нему каждую ночь. Если она вышла замуж, это не значит, что она хоть сколько-то любила этого улана, на брак могло быть миллион причин, в том числе и психологическая потребность заполнить пустоту внутри, уехать подальше от места трагических событий, где из-за нее погиб ее любимый, конце концов – какой еще инструмент для побега был доступен барышням в то время? Если она публично не закатывала истерик, это не значит, что она не умирала от боли внутри.

Проблема суждения о человеке, не задаваясь вопросом, а что у него в сердце – вот уж воистину настоящая классика.

Уверена, что, если там за кадром у Ольги был сын, она назвала его Владимиром.