Поэтический квартирник в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант». Фоторепортаж
Георгий Квантришвили - самарский историк и поэт, литературовед и литературный критик. Историк по образованию и искатель по натуре. Архивист, ежедневно отмечающий дни рождения забытых поэтов. Краевед, знающий о Самаре почти все и участвующий в создании ее мифологии.
17 марта 2022 года в литературном клубе «Прикосновение»
библиотеки «Фолиант» состоялся поэтический квартирник «Persona Nota: Георгий Квантришвили».
Из-за предстоящего ремонта в «Фолианте» он прошел в помещении библиотеки «Экоград».
Читателей ждала встреча с тольяттинским поэтом, прозаиком, эссеистом Сергеем Пиденко и увлекательный рассказ о творчестве самарского исследователя.
Стихи Георгия Квантришвили звучали в исполнении Людмилы Смирновой.
Так чем же интересно для нас литературное краеведение?
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ - НЕ ЗАБАВА!
Родился Георгий Квантришвили в 1968 году в Куйбышеве. Окончил КГПИ им. В.В. Куйбышева. Преподавал историю в педагогическом училище и средней школе. Публиковался в журналах «А», «Кредо», в «Антологии русского верлибра». Он - соавтор недавно вышедшей антологии под редакцией Сергея Сумина «100 текстов о Тольятти».
Читает Георгий Квантришвили с пяти лет, читает много и большей частью поэзию. Однажды он решил классифицировать поэтов по дням их рождений. Свободных дней в году практически не осталось! Тогда и родился проект «Поэты рождаются каждый день». Теперь на страничке «В Контакте» Квантришвили ежедневно выкладывает информацию о малоизвестных поэтах и дюжину их творений.
А еще он составил список авторов, живших до 20-х годов XX века и имеющих отношение к нашему краю. Насчитал их больше сотни. Потом в Литературном музее г. Самары прочел лекцию под названием «100 поэтов Самарской Луки за 100 минут». Подумал, что было бы интересно рассказать о каждом хотя бы за минуту. Не получилось, не успел: материала было слишком много.
- Многие персонажи и события, значимые для предыдущих поколений, исчезают практически без следа, - считает Г. Квантришвили. - Да и те, что остались на виду, без шлейфа из мемуаров, критических отзывов, литературоведческих штудий- выцветают, лишаются объёма. Кроме того, когда умирает поэт, гнёт не донесённых до читателя стихов начинает давить на тех, кто его окружал.
Спустя какое-то время я почувствовал, что это гнёт не столько людей, сколько «гнёт места». Земля, на которой мы живём, по которой ходим и в которую ложимся, напитывает соками, шевелит нашими губами, думает нашими мыслями. При такой оптике несущественных деталей нет, каждый текст, каждый автор оказываются необходимыми пазлами общей картины. Но эту картину возможно увидеть только глазами реставратора.
Есть писатели, от которых остались только имена, чьи тексты никогда не были собраны в книгу. Есть писатели, чьи книги забыты или чьи тексты сохранились, но читателю недоступны. Есть писатели, чьи тексты, не подключенные к генератору актуальности, перестали «работать». Сотни имён, мириады букв. Я в отчаянии. Меня мучают кошмары. Каждое имя, не подкреплённое сопровождающим его корпусом текстов, вызывает чувство зияющей пустоты на физическом уровне, от этого сосёт под ложечкой, подташнивает.
А вы что думали, литературное краеведение – это так, забава? Нет, это штука страшная.
Г. Квантришвили всегда ценил молодых и мало кому известных тольяттинских авторов - Айвенго, Ладо Мирания, Владимира Краснощекова, Сергея Гридина… Даже в лихие 90-е годы, по его мнению, в тольяттинской литературе «лихости» было хоть отбавляй, а в соседней тольяттинцам Самаре царила апатия. Редкие визиты в Самару тольяттинских поэтов были, по его собственному выражению, «похожи на падения в болото раскалённых метеоров». Для него просто нахождение в силовом поле этой компании оказывало будоражащее, оздоровляющее воздействие.
БИТВА ЗА КУЛЬТУРУ
. Георгий Квантришвили считает, что для того, чтобы город что-то представлял из себя в культурном отношении, нужна постоянная, ежедневная работа.
Он горюет о том, что исчезли детские книги авторства писателей нашего края. Среди любимых книг его детства целое созвездие книг местных авторов: сборник сказок братьев Бондаренко, составленная Степаном Кузменко антология «Легенды и были Жигулей», остросюжетные книги Евгения Астахова и Эдуарда Кондратова… Книга «В некотором царстве» Виктора Балашова, проиллюстрированная его коллекцией природных скульптур из корней…
Ещё одна утрата, по мнению литературоведа, исчезновение местных книг карманного формата. Жило это, кочуя из одного кармана в другой, пока не стало рассыпаться. Георгий Квантришвили уверен, что если издать в карманном формате бережно составленных бесспорных региональных классиков - Дмитриева, Симборского, Лялечкина, Буланину, Жуковского, Бородаевского, Зилова, Маслова, Ширяевца, Спасского, - то вся история нашей поэзии предстанет в ином свете.
Его собственные исследования жизни и творчества волжских поэтов - крайне необходимая работа.
- Неофициальная литература и литература тех, кто вынужден был покинуть наш край бегством, не исследованы. Подводные части «официальных» айсбергов если и напечатаны, то малотиражны. Критически-литературоведческое осмысление этих артефактов современниками не произведено. Даже мартиролог литературных жертв государственного террора не составлен. Раньше юноши со взором горящим шли в революцию, теперь пойдут в литературоведение. В жизни есть место для подвига, это место сейчас здесь.
И еще. Большинство из нас воспринимает Самару как «запасную столица» в Великую Отечественную войну, как столицу освоения космоса. Квантришвили же интересны темы, пока находящиеся в тени.
Известно, например, что российская колонизация края началась по историческим меркам совсем недавно, а люди здесь жили с каменного века. Что за люди, как они жили, обязаны мы им чем-то, или, наоборот, они остались в полной, никому и ничему не наследующей пустоте?
…Есть такая память, забвение которой автоматически выталкивает за пределы цивилизации. Цена, которую наша область заплатила в Великую Отечественную войну, – чудовищна. Потери мобилизованных на войну жителей нашего региона количественно сопоставимы с потерями Италии, главного союзника гитлеровской Германии. Доля наших погибших солдат в сравнении с такими же потерями в СССР выше почти в два раза. Погиб каждый двенадцатый из жителей нашего региона. Забывать такое нельзя.
Но не эта трагедия прошлого века оказалась для нас страшнейшей. Имя страшнейшей - голод. Только первую волну голода, а гребень ее пришелся на 1921 год, не пережил каждый пятый житель губернии. Первыми умирали дети. В наших семьях хранятся фотографии дедов, ушедших на фронт и не вернувшихся. От детей фотографий не осталось. Да и прямых потомков они не оставили. И даже памятника этой трагедии в Самаре нет…
- Это очень несправедливо, - считает историк Георгий Квантришвили. - Люди должны знать о прошлом нашего края.
На клубной встрече в библиотеке мы слушали стихи поэта Квантришвили.
я писал
с дураками не надо бороться
ведь они сами перегрызут друг другу глотки
я ошибся
они заключили мир
и всем скопищем поперли войной против нас
таких умных
ироничных и тонких
а мы не оказались готовы к такому повороту событий
так позвольте
позвольте
задаться вопросом
кто
оказался
дурак
?
Говорили о социальной роли поэзии и о том, не убьет ли наступающее цифровое, сетевое, виртуальное время человеческую фантазию и образное мышление.
- Поэту предъявить иск любой из эпох - раз плюнуть. Поэзия стремится к беспредельности. Мир же, мерзавец, в любом из конкретных проявлений конечен. Цифровое, сетевое, виртуальное способно убить поэзию с тем же успехом, с каким её до этого пытались прикончить изобретение колеса или печатного станка Гутенберга.
Вот точка зрения литературоведа Г. Квантришвили.
P.S. Коллективы библиотек «Фолиант» и «Экоград», а также литературное объединение «Творческий почерк» в лице его руководителя Татьяны Соколик бесконечно благодарят Сергея Пиденко и Людмилу Смирнову за предоставленную возможность познакомить своих читателей и пишущих людей Тольятти с именем самарского литературоведа Георгия Квантришвили. Выражают надежду на то, что подобная тематическая встреча - не последняя. Желают здоровья, благополучия, издания новых коллективных сборников.
P.S.https://vk.com/album-46420619_283521646 - вот в этом фотоальбоме - «Литературное краеведение: Георгий Квантришвили» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе поэт. квартирника, организованного библиотекой «Фолиант» в помещении библиотеки «Экоград».
17.03.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: http://vk.com/library_foliant: 79-98-80