Найти тему
Красный Патриот

Сказ про пожалейку антисоветскую от Варлама Шаламова

Дочитал, наконец-то, Колымские рассказы Варлама Тихоныча Шаламова, помню, читал давно и тогда, они мне показались более цепляющими, сочувственными, фильм по ним смотрел лет 12 назад - "Завещание Ленина". Те ещё помои антисоветские, которые даже поклонникам Шаламова не понравились.

Перечитал их на свежий взгляд и с учётом накопившихся знаний, понял - чепуха, равная по содержанию знаменитому АрхипелагБрехлагу! Сплошная пожалейка, разве что в "Колымских рассказах" чуть меньше ругается власть (больше блатные), действия правда на реальных событиях, но под кривым углом и с фантазиями автора, ну и, к чести поэта - написано не в пример солжу: глаза не кровоточат, само чтение страданий мозгу не приносит.

Начнём! Думаю, за один раз не управимся, разобьём на части и да, скажу сразу, против самого Варлама, я-то ничего не имею, как сказал Реми Майснер касательно его, мол - "Мы не в праве его осуждать, за личные переживания, что он "сломался".

Пожалейка начинается с первых глав, где у его товарища-шныря, с которым он мыл полы за тарелку супа ночами, вместо того чтобы отдыхать, отбирают свитер и убивают, а он, Шаламов, думает не о том, что человека убили, а где нового компаньона для мытья бараков искать. Уже говорил ранее про него. Дальше пойдём.

Вот барак, где жили люди, перевыполняющие норму...
Вот барак, где жили люди, перевыполняющие норму...

Варлам Тихоныч сетует на постоянный холод в их бараке, мол, дрова выпилили все в округе ( в тайге дрова видать редкость), идти за ними далеко, никто идти не хотел из них, шнырей. И это важно! Что никто не хотел идти после смены за дровами, дабы в своём же бараке - шнырском (потом поясню почему он шнырский) было ночью тепло. А дальше, есть рассказ, как мужичок днём собирал дрова, целое бревно припас, хорошее! И ночью отправился с этим бревном из лагеря в посёлок к вольнонаёмным, дабы обменять бревно на супчик. Сразу вопрос - это "лагерь смерти" у вас такой был, да? Что зэк ночью, без конвоя мог пойти в посёлок к вольнонаёмным, отнести дрова, потом там супчика похлебать?

И там понятно из рассказа, что подобным они занимались всегда, ну таскали вольным дрова после смены за тарелку супа, а себе в барак - далеко твёрдое топливо нести! Ну правильно, себе принесёшь, супа ж никто не нальёт, зачем далеко ходить? Будем мёрзнуть, винить власть в этом. И там же упоминается, что в том посёлке, если были деньги (а зарплату им платили) можно было купить в магазинчике чего-нибудь, табак, сигареты, даже водку, как мы знаем из доносов Вышинскому.

Дальше он сетует на труд - мы ненавидели труд! Нас там заставили его ненавидеть! Если читать внимательно, то станет ясно, что ненавидели его не все, а лишь Шаламов и его товарищи из барка со шнырями, остальные работали. По его же словам! Кто работал хорошо, те жили лучше, питались хорошо, их даже на собрания с администрацией звали, советовались, потому что они план вырабатывали и даже перерабатывали, а он, Варлам, обычно 25 - 30 процентов от нормы выполнял. Чем он это оправдывает? А невозможно было выполнить план, а все кто выполнил - жулики!

Вот женский барак, замечу - это 37 - ой год.
Вот женский барак, замечу - это 37 - ой год.

Нет, это он врёт, оправдывая себя. Из его же рассказов понятно - Шаламов постоянно филонил, за что его и не любили многие, и зеки, и сотрудники. Отсюда, кстати, вытекает и то, что он голодал. Почему другие не голодали так сильно, а он и его товарищи из шнырского барака голодали? Сам Шаламов и описывает причину, если внимательно читать, выключив пожалейку, станет ясно. Им, зекам, часто давали сухпаек на день, ну отправили утром на работу и выдали сразу всё. Что Шаламов делал в таком случае? - Съедал всю пайку сразу, а потом - ОН САМ ОБ ЭТОМ ПИШЕТ - филонил! И плевать, как он сказал, пусть его посадят в карцер, отсидит двое суток, бог с ним, зато покушаю и работать не буду!

И естественно, один раз такое произошло, два, три и, ему перестали давать паёк наперед, как всем остальным, потому что он сразу его сожрёт и работать не будет, а карцер его не пугает. Т.е. вот я завхоз, знаю, если тебе выдать что положено вперёд, ты за секунду всё сожрёшь, работу не выполнишь, ещё и в лазарет сляжешь/в карцер, а работать за тебя, я буду? Вот и получишь еду, по выработке, раз не умеешь себя по-людски везти, раз слово твоё ничего не стоит, я не буду к тебе относиться с уважением, ты лентяй и трепло. Естественно, к нему и его товарищам из барака шнырей-филонов было отношение такое же, какое у них к администрации.

Подобные люди в армии встречались, кто служил, наверняка знает! Для примера - служил когда я, давненько уже, нас тоже порой отправляли на дальние посты и давали пайку на каждого (ну я образно) и распоряжайся им сам. Вот мы втроем, ели с умом, берегли, а четвёртый - "кишечник", он за один присест все сожрет, а потом ходит клянчит - ну дайте хоть кусочек. Первый раз дашь, ладно - будешь умнее, второй раз дашь, предупредив - больше такое не прокатит. И всё, а он продолжает, потому что - я сожру всё сразу, а они потом всё равно поделятся - вот и шиш, пошел ты! Никто с тобой хитрюком не поделится больше. Так и с Шаламовым было! Точь в точь! Сразу "кишечник" из армии мне вспомнился. Это такие люди, что ходят и постоянно клянчат у всех поесть, причём даже в столовой, - "Ни у кого не осталось хлебушка?" - они почему-то считают, что голодают больше других, что только они хотят есть, а остальные обязаны их кормить! Отношение к таким людям, мягко говоря - брезгливое.

Были и такие бараки, не станем скрывать, но извините, не похоже на то, что описывал Шаламов всё равно... ах, ну потому что не шнырский. Но надо понимать, подобные бараки - временки! Даже вольнонаёмные сперва жили в очень жёстких условиях, пока отстраивались.
Были и такие бараки, не станем скрывать, но извините, не похоже на то, что описывал Шаламов всё равно... ах, ну потому что не шнырский. Но надо понимать, подобные бараки - временки! Даже вольнонаёмные сперва жили в очень жёстких условиях, пока отстраивались.

Дальше интересное место, подчёркивающее, что Шаламов постоянно филонил от работы, где он притворялся больным (ну говорит, правда болел, но враньё, уверен), лежал Тихоныч под шконкой (так и пишет), а его всё хотели на работу отправить. И тут интересное: на третий день, Шаламова уже начинают уговаривать! Представляете, его нквдшник кровавый, уговаривает пойти на работу, мол, - "Ну давай хоть в колхоз, веники вязать, там тепло, ну поедь, поработай!" - ого!.. прям копия концлагеря, да? Немцы же тоже так уговаривали узников, выйти поработать. Что Варлам ответил? - Нет! Я болен, не буду работать, отправьте меня в больницу!

Почему я говорю, что он "косил", т.е. притворялся больным? Ну блин, болезни, как воспаление лёгких, ангина и ещё что-то, как он описывает, если и правда были у него, то за три дня, на холодном полу в зябком бараке, он бы с вероятностью миллиард процентов умер, и сил спорить с конвоирами у него бы не имелось.

Потом он пишет, что работали по 16 часов! Что ерунда, потому что, извините, а как тогда вы успевали полы мыть ночами в других бараках, дрова вольным носить и т.п? Опять же, он пишет - всегда хотел спать, а чего ты не спал, а ходил батрачил ночами? Потому что работал за еду, а выработать норму, и получать достойную пайку - не, это метод не Шаламова, вы что, может, ещё скажете, перевыполнить норму и получать сверхпаёк, да на волю уйти пораньше? Нет, так нельзя истинному поэту.

Кстати, насчёт кормёжки у него тоже противоречия, то он пишет хлеба мало, да суп, плюс рыбу вяленую давали, то пишет что полагалось аж килограммам хлеба на сутки, плюс консерву давали, одну на двоих правда, но всё же, то советские консервы, не те, что сейчас, где одна вода. И да, если кто не понял, поясню, что килограммам хлеба в лагере ему на сутки давали в 42 - ом году, когда в Ленинграде иждивенцам до 125 грамм срезали...на фоне блокадников, шибко голодал Шаламов? Консерва, рыба вяленая, килограмм хлеба, чай, доступ к дровам, если не лениться, коих в Ленинграде мало было, да кипяток постоянно. Вы просто помните, что Шаламов пишет про голод в то время, когда шла война, и голодали все, с тем и сравнивайте, а не с сегодняшним днём.

В целом среднестатистический барак выглядел так...
В целом среднестатистический барак выглядел так...

Про то, что они ходили все грязные и завшивленные, тоже бред, такими ходил Шалом с несколькими товарищами, что становится понятно из его же рассказов. Там в конце их привезли в тифозный барак - в ТИФОЗНЫЙ! И там, где мягко говоря, люди не самые чистые из-за болезни, шарахались от него! Сразу в отдельный угол сослали, потому что завшивлен, а в баню зашёл, так вообще, тифозники ужаснулись! Это о чём говорит? Что запустил товарищ гражданин "бедный" Варлам себя сам. Да бог с тобой, твоё право, но зачем обобщать и говорить, что тебе подобными были все?

Ах, про барак шнырей же обещал написать. Судя по рассказам, такие как Варлам, их на жаргоне называли - черти: каста на грани опущенных - людьми действительно остальные зк не считали, и спать рядом с подобными считали "зашкваром", уж простите за жаргон, потому их ссылали в отдельный барак, где скапливались подобные. Опять же, почитайте внимательно и вы поймёте, что это именно так. Тот же пример, где рассказ, который Варлама описывает во всей красе, когда он две банки сгущёнки в своём бараке, на глазах у голодных сотоварищей сожрал, как те слюнки пускали, в рот заглядывали - у людей, в нормальных бараках такое недопустимо! Чтоб голодали все, а один на их глазах сидел и жрал сгущёнку, просто недопустимо. И не только в лагерях, и в армии такое недопустимо, да нигде! Только в бараке шнырей, кои по понятия лагерным людьми не считались. Поэтому, Тихоныч так и ненавидел блатной мир.

И, что интересно, в том же рассказе про сгущёнку, суть какая? Что он на две банки сгущёнки развёл провокатора: тот хотел склонить его к побегу, а потом, когда побежит, сдать администрации. Шаламов знал, кто перед ним: сгущёнку съел и сказал - никуда я с тобой не побегу! НО! Сам же пишет, что тот провокатор отправился в другой барак, действительно подбил на побег несколько человек и их четверых расстреляли при попытке к бегству потом. Мол, надо было бы предупредить, но я там никого не знал и не предупредил.

-6

Понимаете? Шаламов знал, что провокатор в соседнем бараке завербовал четырёх зк, что это ловушка, что их убьют, но не стал идти и предупреждать... это вот, по-вашему какой человек? И сколько людей ещё ему сочувствуют! Ой, через что прошёл бедолага. Знаете, я не спорю, что горя Варлам хапнул, не дай бог такого никому, но, кто виноват в том, что на фоне остальных зк жизнь Шаламова на Колыме превратилась в ад? А посмотрите на фотографию самого Шаламова, вот, кто в этом виноват! Никак не Сталин, и не советская власть.

Много чего можно сказать про эти "правдивые" рассказы... повторюсь, понятно, что лагерь - это не санаторий, там ломались людские судьбы, там было тяжело, но! если ты опустился ниже нар (что он сам и писал), не надо писать, что все так же опустились, таких было меньшинство.