Найти в Дзене

Сравнение работы генеалога с работой детектива

Последние дни мне прямо везёт на разного рода прорывы и удачные находки. Стоило вернуться к работе в нормально режиме, а не из дома, как мозги начали работать в нужном режиме. Историей ещё одного нетривиального поиска поделюсь с вами сегодня.

Передо мной стояла задача найти корни крестьянского рода, проживавшего в одном из сёл Николаевского уезда Самарской губернии. Регион хорош тем, что основные генеалогические документы архива были оцифрованы мормонами, и доступны как у них на сайте, там и в электронном читальном зале самого архива.

Проблема заключалась в том, что метрические книги ранее 1870-х годов по нужному селу не сохранились. В принципе, мне было известно (из метрической записи о браке) полное имя человека, родившегося примерно в 1855 году, а значит, его можно было найти в материалах Х Ревизии по волости или уезду.

Из межевого дела, хранящегося в РГАДА и доступного онлайн, удалось выяснить, что земля в селе (вместе с крестьянами) принадлежала государству и Департаменту уделов. В материалах ревизии государственных крестьян найти семью под искомой фамилией (допустим, Петровы) не удалось, но была найдена семья Ивановых, имена и даты в которой, в целом, укладывались в нужные хронологические рамки.

В принципе, расхождение фамилий семьи в реальности и в бумагах встречается, это не в новинку. Меня больше смущал тот факт, что в ревизии государственных крестьян 1857 года набирается немногим более 100 душ обоего пола, а в Списке населённых мест 1859 года указано, что крестьян в селе проживало почти полторы тысячи человек. Выходит, надо бы найти и ревизию по удельным крестьянам, хотя ранее с ними сталкиваться мне не приходилось.

Уже сейчас у некоторых мог возникнуть вопрос: кто вообще такие эти удельные крестьяне? Есть государственные, есть крепостные помещичьи, а кто такие удельные?

Так вот, удельные крестьяне прежде (до 1797 года) назывались «дворцовыми» и находились в зависимости непосредственно от императорской семьи. Государственные крестьяне принадлежали государству, помещичьи – землевладельцу, на земле которого жили, а удельные (дворцовые) – крупнейшему помещику в Российской империи, главе правящего дома Романовых.

Если ревизские сказки государственных и помещичьих крестьян искать сравнительно просто (по названию уезда или волости; по фамилии помещика), то с удельными крестьянами всё оказалось интереснее. Они находились в ведении отдельных приказов, и без знания приказа найти нужное село практически нереально.

Я нужный приказ не знал. Ни в каких справочниках, мною просмотренных, не было ни слова об этом. На ВГД мне также помочь не смогли. Пришлось идти сложным путём.

Николаевский уезд до 1851 года находился в подчинении Саратовской губернии. В описях Государственного архива Саратовской области мне удалось найти названия приказов, управлявших удельными землями и крестьянами. Также там, в справке к описи, было указано, что с созданием в 1835 году новых уездов (в их числе Николаевский) были образованы и три новых приказа.

Далее я ищу в описях архива Самарской области эти три новых приказа, нахожу один из них, проверяю, нахожу нужное село и, в конце-концов, нужную семью, что позволяет проследить её историю до конца XVIII века на основании лишь одного документа.

Мне очень нравится сравнение работы генеалога с работой детектива. Это бывает сложно, но очень интересно, и сам процесс приносит огромное удовольствие.

Генеалогия Русской равнины