В начале октября 1919 года в село Зырянка приехали два представителя Камышловского уездного комитета партии. По их просьбе волостная партийная организация, которую возглавлял Иван Николаевич Голиков, и волостной исполком, руководимый Фёдором Степановичем Лобановым, созвали первое собрание молодёжи села Зырянка. Так была создана Зырянская организация РКСМ, в состав которой вошли 20 юношей, девушек на собрание не отпустили родители. Возглавил её Анисим Фёдорович Лопатин. В 20-е годы шла организация партийных и комсомольских ячеек, пионерских отрядов и в других населённых пунктах волости. Первыми коммунистами (1919 – 1925 гг.) в селе Верх-Ключи были Колмогорцев Иван Устинович, Черноскутов Василий Евлампиевич, Тумашов Петр Константинович, Парамонов Фёдор Николаевич, Чащин Михаил Филиппович, Тумашов Александр Сысоевич (умер в 1944 г.), Кирпищиков Иван Петрович. В конце 1926 года при сельсовете была создана кандидатская группа, руководителем был Колмогорцев Иван Устинович. В начале мая 1928 года при сельсовете была создана первичная партийная организация. Секретарем был избран Василий Евлампиевич Черноскутов. Позднее он 16 лет работал в горкоме партии города Каменск-Уральского, персональный пенсионер.
Первым комсомольцем был Андрей Петрович Ларин (Черноскутов). Он родился в 1905 году в селе Верх-Ключевском. В 1920 году Андрей Петрович окончил 7 классов Катайской школы второй ступени. Он пишет о том времени следующее:
«Годы революции вспоминаются как народный праздник. Полыхание красных флагов над уличными манифестациями, песни революции, зажигательные митинги, субботники, бесконечные дискуссии по коренным вопросам мировоззрения и по мелким тоже (танцы, галстуки и т. п.). Наша школьная колонна была всегда на своем посту. Мы активно и весело приветствовали уличными манифестациями и свержение царя, и свержение Временного правительства, и другие важные события.
Осенью 1919 года я стал безбожником и вступил в комсомол. Не безынтересно отметить, что вступление в комсомол явилось для меня логическим выводом из атеизма. Это произошло на следующий после бессонной ночи день, в течение которой я размышлял над вопросами мировоззрения. Это размышление было вызвано словами школьного товарища Сашки Акулова, который, лежа рядом на полатях, назвал «Ветхий завет» еврейскими сказками. Сказал и уснул, а мне задал трудную, мучительную, но весьма плодотворную задачу.
Осенью 1920 года я стал учителем начальной школы в деревне Таушкановой Зырянской волости. Мне тогда исполнилось 15 лет, ростом я был мал и почти не отличался от своих учеников, особенно от тех третьеклассников, которые ходили в этот класс третий год. К педагогической деятельности я был, разумеется, не подготовлен и призвания к этому делу никакого не имел. Но таких учителей в то время было много. Интересовался я в то время главным образом комсомольской работой. С удовольствием ездил в Зырянку на педагогические совещания волостного куста. Вечером в дни совещаний в зырянском клубе обычно ставился спектакль.
Помню, на одном из совещаний произошел знаменательный эпизод – установление сотрудничества между педагогическим и комсомольским отрядами. В конце совещания пришли комсомольцы и поставили вопрос «ребром»: «Вы нас гнушаетесь! А мы с вами должны работать вместе, ибо задачи наши во многом общие». Выступал, помнится, Ганя Махонин и другие комсомольцы. Учителя с обидой отклонили обвинение в пренебрежительном отношении к комсомольцам и изъявили полную готовность к сотрудничеству. Хотя я среди учителей, кажется, был единственным комсомольцем, но настроение всех было советским. Контакт между учителями и комсомольцами быстро был установлен, чему весьма способствовала театральная деятельность, которая в то время была важнейшей формой политического и общекультурного просвещения сельского населения. Овеянные революционной романтикой спектакли потрясающе воспитывали зрителей.
Зимой 1920 – 1921 учебного года в Таушкановой была организована комсомольская ячейка. Организационное собрание бедняцкой молодежи проводил представитель Зырянской комсомольской организации Валентин Иванович Голиков. Секретарем был избран Таушканов, меня избрали заместителем секретаря.
С этими совершенно политически неграмотными, но ведомыми классовым чутьем ребятами, дело сразу пошло по-боевому: патрулирование на зимних ночных дорогах для задержания спекулянтов, розыск спрятанного хлеба в усадьбах кулаков и зажиточных и т. д.
В 1921 – 23 учебных годах я работал учителем Даньковской, затем Ключевской школ. Комсомольской организации там не было. Я был единственным комсомольцем. Всякое бывало тогда. Окрик «коммунист» звучал тогда как кличка, камень в спину, а однажды и цепью дубасили подкулачники по наущению кулацких сынков. Почему Зырянская организация комсомола не приняла меры к организации комсомольской ячейки в таком крупном населенном пункте как Ключи, к тому же еще Данькова была рядом? Почему я не настоял на этом?
А между тем, кулацкое засилье сказывалось во всем. Уполномоченным был избран кулак Гаврила Симонович Черноскутов. Государственную семенную ссуду распределяли по количеству приготовленных паров, в помещении сборни устраивали самосуды.
Комсомольская организация в Ключах появилась в 1928 году. К сожалению, ее состав я плохо знаю. Слышал, что были там комсомольцы: Кирпищиков Алексей Иванович (жил в избушке возле каменских ворот, погиб в годы Великой Отечественной войны), Тумашов Петр Андреевич, Мирон, Ирина и ее подруга Анна – дочь Алексея Клементьевича (возможно, ошибка, по другим источникам названы Парамонова Мария Алексеевна и Молочкова Орина Степановна). Помню одну грубую ошибку, допущенную ячейкой – исключение из комсомола Ирины и ее подруги по ложному обвинению. Этим изгнанием был прегражден на некоторое время путь в организацию для девушек села.
Ирину и Анну обвиняли в связи с учителем В. Д. Маминым на том основании, что они часто посещали школу. Девушки тянулись к свету, культуре, хотели достать для прочтения интересную книгу, послушать речь интеллигентного человека. Дружба с учителем сама по себе рассматривалась как явление предосудительное. Мне довелось наблюдать разговор с Маминым некоего молодого человека при нагане, который то и дело похватывался за оружие, как будто вел разговор с классовым врагом. Не знаю, какой повод вызвал этот разговор, но факт тот, что он закончился без всяких последствий.
В августе 1923 года я поехал в Свердловск, получил в Обкоме партии путёвку в Шадринский сельхозтехникум и поступил туда. Затем перевелся в Свердловский горнозаводской техникум. А затем поступил на агрономический факультет Пермского университета».
В материалах школьного музея есть запись о том, что комсомольцем был Кирпищиков Никита Петрович, который потом стал командиром конной части. Первым секретарём ячейки был Тумашов Пётр Андреевич, но он рано умер, комсомольским секретарём затем выбрали Молочкова Мирона Спиридоновича. Его внучка Бурухина Дарья Юрьевна в 2019 г. сообщила, что Мирон Спиридонович родился в 1909, а погиб в 1959 году в результате наезда мотоциклиста. Большая семья Молочковых (у них было 9 детей) в это время уже проживала в Каменск-Уральском. Мирон Спиридонович был политруком на станции Синарская. Мать М. С. Молочкова Варвара была старостой в церкви и не одобряла сына, а потом прокляла его за комсомольскую деятельность.
Комсомольцам села помогал Молочков Григорий Степанович (1901 года рождения), служивший в армии, но проводивший отпуск в селе. Он помогал в установке радио.
26 мая 1926 года Шадринская окружная газета «Рабоче-крестьянская правда» сообщала: «Организован пионеротряд в селе Верх-Ключи учительством местной школы. В отряд вступило 18 человек». По воспоминаниям В. Д. Мамина, первыми пионерами были Надя Алексея Клементьевича (Молочкова?), Молочкова Шура (дочь Семена Клементьевича Молочкова), Павлик Молочков (сын Степана Михайловича Молочкова). Когда принимали в пионеры в то время, обязательно смотрели: из какой семьи ребенок, как относится к Советской власти, как учится и ведет себя в селе и в школе. После принятия в пионеры давали наказ. Пионер должен был хорошо учиться, должен был быть непримиримым к врагам народа, нельзя было ходить в церковь.
Начало двадцатых годов было тяжелейшим периодом в жизни молодой советской республики: разруха, вызванная гражданской войной, голод. Рабочие в городах получали по 50 – 100 граммов хлеба в день. Зажиточные крестьяне Зырянской волости располагали большими запасами зерна, но добровольно сдавать его отказывались. Коммунисты и комсомольцы вели работу по изъятию излишков хлеба, приходилось искать хлеб и в тайниках в лесах, на гумнах, в полевых избушках. Филипп Иванович Голиков в книге «Красные орлы» пишет следующее: «Во второй половине января (1920 г.) в волость прибыл небольшой продовольственный отряд. Всей партийной ячейкой мы помогали ему собирать излишки хлеба. Я вместе с борисовскими коммунистами должен был отбирать спрятанный кулаками хлеб в самой Борисовой, в Верхних Ключиках и в Даньковской.
Зимой, когда всюду лежит толстый слой снега, нелегко отыскать запрятанное зерно. Однако нам помогали бедняки и батраки. Мы обнаруживали хлеб не только в сараях, пригонах, конюшнях и хлевах, но и под открытым небом, по гумнам, в навозных кучах, под ометами соломы, под заготовленными для построек бревнами.
Особенно сопротивлялось кулачье в Верхних Ключиках. Даже грозилось убийствами. Село это стоит на отшибе. Влияние нашей ячейки и волисполкома там слабое. Агитационная и просветительная работа ведется плохо. А кулаков в селе много, и времени они не теряют. Им еще помогают «слуги господни»: церковь всячески подогревала недовольство в отношении продотряда.
Две недели пробыл этот отряд в нашей волости. Задачу свою выполнил и уехал обратно в Камышлов».
Изменения стали происходить в быту населения. Под воздействием коммунистов и комсомольцев свадьбы и крестины новорожденных стали проводить без церковной церемонии. В клубах стали ставить спектакли. В Зырянке был создан драмкружок, в репертуаре которого были пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова. Драмкружок выступал и в Верх-Ключах.
В книге В. П. Бирюкова «Природа и население Шадринского уезда, изданной в 1926 году в Шадринске, говорится, что село Верх-Ключевское, или Зырянские Ключики, расположено на территории Каменского района (с 1924 по 1930 гг. Каменский район входил в состав Шадринского округа) Шадринского округа Уральской области. Расстояние от него до города Шадринска – 100 вёрст, до Каменска – 30, до ближайшей станции Колчедан -15. Находится на реке Синара. Число хозяйств - 325, земли надельной и добавочной – 1579 десятин, общая площадь посева – 899 десятин. Жителей обоего пола - 1524. Имеется сельский Совет и школа 1-й ступени (начальная).
В письме Шадринского архива от 7 января 1971 года сообщаются сведения, что 11 марта 1925 года на заседании президиума Каменского районного исполнительного комитета слушался доклад о работе Верхне-Ключевского сельсовета. Было предложено сельсовету шире привлекать население в кооперацию, в управленческий аппарат и общественные организации. Необходимо исправить школьное здание в деревне Даньковой, возбудить ходатайство перед Окрисполкомом о включении Даньковской школы в школьную сеть Шадринского окроно. Решались также вопросы об охране лесов местного значения, об улучшении культурно-просветительной работы и красного уголка, а также работы по ликвидации неграмотности.
Осенью 1928 года в школе села Верхнеключевского работали 2 учителя, было 97 учеников, также функционировала школа по ликвидации неграмотности. В ней занимался один учитель с 18 учащимися.